Рынок дизельного топлива считается самым быстрорастущим и перспективным мировым рынком нефтепродуктов. На перспективу прогнозируется 3% рост потребления дизельного топлива, однако даже при 50% реализации проектов создания новых GTL-мощностей вклад синтетического дизельного топлива в общую емкость рынка составит всего около 2,3%. По этой причине создание новых даже очень крупных мощностей GTL не способно вызвать на рынке переизбыток предложения. В направлении и уровне экспорта дизтоплива из России имеет место относительная стабильность. Основным экспортным рынком российского дизтоплива является Северо-Западная Европа (около 60-70%). Вторым по значимости является рынок Средиземноморья (~20-30%) и третьим - Сингапурский рынок (~ 8%). Доля остальных рынков незначительна. Экспорт дизтоплива составляет 30-32 млн. т при общем объеме производства около 55 млн. тонн. Поставляемое на экспорт дизтопливо, в основном, направляется покупателями на НПЗ для дальнейшей переработки в высококачественные сорта. Рынки прочих GTL-продуктов. Вторым по значимости GTL-продуктом является нафта, которая является аналогом ШФЛУ (широкой фракции легких углеводородов), которая в обычной практике получается при переработке попутного нефтяного газа на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ). ШФЛУ является крайне ценным сырьем для нефтехимической промышленности. Нафта, получаемая в результате процесса GTL, является идеальным сырьем для получения этилена и пропилена. Прочие продукты GTL – смазочные масла и парафины, несмотря на высокие качественные характеристики, имеют ограниченные рынки и потому введение новых GTL-мощностей способно вызвать перенасыщение этих рынков. Основные рынки продуктов GTL Продукты | Мировой рынок, | Максимальное производство (для завода на 45000 бар/день) | Бар/день | | | Дизтопливо | 11000000 | 550 000 000 | До 36000 (80%) | Нафта | 2900000 | 145 000 000 | До 13,500 (30%) | Масла | 793000 | 39 650 000 | До 6750 (15%) | Парафины | 56000 | 2 800 000 | До 10500 (25%) |
Заключение Рынок GTL является растущим рынком. Основными факторами, движущими этот рынок, являются настоятельная потребность в монетизации трудно утилизируемых другими способами (трубопроводным транспортом или LPG) больших запасов природного, попутного нефтяного газа и газа угольных месторождений на фоне все возрастающей мировой потребности в жидких углеводородах и ужесточающихся требования к экологическим характеристикам углеводородного топлива. Однажды основанные первоначальные заводы будут служить платформой для развития отрасли на протяжении десятилетий. Поэтому освоение GTL- технологий является хорошей рыночной возможностью для тех стран и компаний, которые располагают большими запасами природного или попутного газа и потому имеют прекрасную возможность стать членами уникального клуба – топливной GTL-промышленности. Ожидаемое до 2015 года введение в эксплуатацию крупных GTL-производств не окажет серьезного влияния на ценовую ситуацию на рынке дизельного топлива и нафты, однако на рынках масел и парафинов может оказать серьезное давление на сложившийся уровень цен. Источник: Метапроцесс
|