"Порядка 20 проб битума "ТАИФ-НК" было взято в июле, и все они по всем параметрам вписываются в показатели российского ГОСТа по битумам нефтяным дорожным", - подчеркнул он. Впрочем, Павел Чернов привел и такой пример. "Татавтодоровская лаборатория берет битумы "Салаваторгсинтеза" и "ТАИФ-НК". По показателям ГОСТа, вроде, лучше второй. А когда испытывают образцы асфальтобетона, то по прочностным характеристикам по всем образцам лучше получается асфальтобетонная смесь на "Салаваторгсинтезе". То есть - есть над чем работать", - отметил он и, тем не менее, призвал присутствующих руководителей дорожно-строительных организаций "быть патриотичнее". Настаивал на необходимости исследования асфальтобетона и директор института транспортных сооружений (входит в состав КГАСУ) Александр Брехман. Он же отметил, что исследования битума "ТАИФ-НК" годичной давности показывали слабую адгезию (сцепление) с кислыми материалами в составе асфальтобетона, и это также сказывалось на выборе татарстанских дорожников в пользу сторонних производителей. Правда, оговорился, что не исключает положительных изменений, произошедших за год с выпускаемой продукцией, но настаивает на исследованиях эксплуатационных показателей, связанными не с битумом, а с асфальтобетоном. Заграница нам поможет? Одним из решений вопроса повышения адгезии и долговечности дорожного полотна могла бы стать модифицирующая присадка "Элвалой-4170" производства компании "Дюпон". Ее презентация также состоялась на "круглом столе". Представитель "Дюпона" Сергей Примако отметил, что на "ТАИФ-НК" были проведены испытания с дорожным битумом, и их результаты оказались "очень хорошими", "не со всеми так получается". Михаил Тюнин подтвердил: добавка делает битум полностью соответствующим американским и европейским стандартам. Поручился за перспективность использования "Элвалоя" и Минтранс РТ. Павел Чернов отметил, что подготовлены выводы по испытаниям прошлого года, проведенным профессорами Уральского филиала "РосдорНИИ", в которых он лично уверен. Он отметил, что "Элвалой", действительно, позволяет очень хорошо подтянуть многие характеристики, но поставил другой вопрос: где ее вводить в битум? "Введение добавки в условиях подрядных дорожных организаций - неоправданно. Надо готовить модифицированный битум на НПЗ", - заключил он, отметив, что модификация, безусловно, повысит стоимость битумов. И для подрядчиков, которые стали бы закупать эту продукцию, разницу можно было бы компенсировать. Первый заместитель министра назвал этот вопрос "решаемым". Своя правда есть и у НПЗ. Если вводить присадку в схему, то получится, что, во-первых, другого битума завод произвести в той же смене не сможет. А, во-вторых, по словам Александра Кантуева, использование добавки в размере 1% от массы (рекомендованная норма) повысит цену на тонну с сегодняшних 8-8,5 тыс. рублей до 13 тыс. рублей. Представитель "ТАИФ-НК" отметил, что без помощи государства такая инициатива едва ли осуществима. Сергей Примако прокомментировал эту ситуацию просто: все зависит от исходной цены на битум. Если в Саудовской Аравии она составляет порядка $50, то у них использование "Элвалоя" повысит цену в разы. А на Украине битум стоит, к примеру, $750 за тонну. Конечно, там увеличение будет не столь большим. Для справки: базовая цена 1 кг "Элвалоя" составляет 6,15 евро. |