Промышленный симбиоз «“Криогенмашу” пришлось конкурировать с иностранцами, — пояснил нам директор СТЗ Михаил Зуев, курировавший проект со стороны металлургов, — но предложение россиян оказалось более выгодным с финансовой точки зрения, к тому же положительную роль сыграло знакомство с еще советскими образцами продукции компании, которые оказались весьма надежными в работе». Кстати, сами криогенмашевцы напирают на то, что по части качества они не то что равны, но даже превосходят зарубежных конкурентов. Отмечают, что серьезные инциденты с криогеникой последнее время случались «у них», а российская техника работает без проблем уже более двух десятилетий. Конкуренты заказывают у россиян отдельные детали, а россияне, хоть и предлагают свое оборудование по ценам западных аналогов, обеспечивают клиентам на просторах СНГ серьезную экономию на его монтаже (около 70% оборудования поставляется блоками). Нам рассказывают душещипательную историю о том, как украинцы выбрали западного поставщика, чтобы сэкономить пару миллионов долларов на стоимости ВРУ, но в итоге потеряли двадцать миллионов долларов дополнительных расходов в ходе строительства. И еще одну — о нескольких российских компаниях, купивших китайское оборудование, которое из-за отсутствия аварийной автоматики работает спорадически и исправно служит отличным пугалом для тех, кто желает слишком сильно урезать расходы. Удалось разузнать и подробности долгосрочных отношений между «Криогенмашем» и Северским заводом. Участок земли машиностроители получили у заказчика в аренду на 20 лет, что в точности равно установленному сроку эксплуатации оборудования; расчет за потребленный газ осуществляется ежемесячно. Стоимость газов определяется по «затратной» формуле — на основе цен на электричество, а также публикуемых Росстатом индексных показателей материальных индексов и зарплаты. Текущее значение цен приблизительно втрое ниже уровня розничного — поставки железнодорожным транспортом и автоцистернами. Завод обязан закупать не менее 70% от объемов производства на условиях take-or-pay. Ну а «Криогенмашу» в случае недопоставки продукции грозят крупные штрафы (компания уже застраховала эти риски). Хотя стройку «под ключ» вели криогенмашевцы, генподрядчиком остались все же металлурги. Это упрощало использование подконтрольных трубникам строительных мощностей, ускоряло или исключало прохождение ряда бюрократических процедур, связанных со строительством. Часть сжатых и жидких кислорода, азота и аргона «Криогенмаш» уже реализует в автоцистернах и баллонах в розницу в пределах Уральского округа. «Поставки осуществляем мелким и средним промпредприятиям, строителям, на днях должны получить сертификат, который даст возможность работать с медицинскими учреждениями», — пояснил нам директор по производству и продажам технических и медицинских газов «Криогенмаша» Вадим Михалкевич. В случае снижения спроса со стороны основного потребителя доля этого сегмента может дойти до 50%. С пуском завода «Криогенмаш» впервые становится игроком рынка техгазов, причем игроком агрессивным. По словам одного из менеджеров компании, одному из местных «независимых» (то есть не привязанных к крупному потребителю) игроков уже было сделано предложение о продаже бизнеса. Вместе с первым проектом компания договорилась о реализации еще двух on-site-проектов на Урале, партнерами будут выступать Первоуральский новотрубный завод, входящий в группу ЧТПЗ, и Златоустовский метзавод, принадлежащий холдингу «Эстар» Вадима Варшавского, и одного в Ростовской области (на Таганрогском меткомбинате, входящем в ТМК). Правда, из-за кризиса их реализация была приостановлена, но должна быть возобновлена к концу нынешнего — началу следующего года В погоне за лидером Из слов руководителя СТЗ Михаила Зуева стало ясно, что главный экономический плюс от реализации этих проектов — возможность не отвлекать инвестиционные ресурсы и силы на непрофильный для них техпроцесс. По его словам, самой сложной частью не имеющих прецедента договоренностей стало обсуждение формулы цены поставок, в итоге металлурги согласились отдать «15–17 процентов рентабельности» в форме прибавки к рассчитанной цеховой стоимости газа. «Нынешний проект интересен в первую очередь не как способ загрузки машиностроительных мощностей, а как возможность получить доступ к бизнесу с хорошей рентабельностью», — отметил директор по производству и продажам Вадим Михалкевич. На вопрос об окупаемости проекта гендиректор «Криогенмаша» Алексей Рубцов назвал цифру в шесть-семь лет. Но мы уверены, что он скромничает. Вряд ли машиностроительная компания рискнула бы влезать в длинные и весьма капиталоемкие для нее проекты, которые потребовали выпуска нескольких облигационных займов с купонами в 11–15% годовых. «У аналогичных зарубежных проектов сроки окупаемости составляют четыре года, а рентабельность по EBITDA — около 40 процентов; реальные параметры у цеха “Криогенмаша”, уверен, будут такими же», — поделился с нами один из отраслевых специалистов. |