Неудивительно, что руководство «Криогенмаша» и его стратегический акционер Газпромбанк четко обозначили торговлю химпродукцией в качестве приоритета. И для стремящейся к росту компании такое смещение идентичности даже естественно. Если взглянуть на активно работающих в России конкурентов «Криогенмаша» и других лидеров отрасли, то выяснится, что их обороты отличаются на два порядка. Если «Криогенмаш» в прошлом году заработал около 100 млн долларов, то выручка, например, Air Liquide составила около 13 млрд евро. И что самое любопытное, около 70% доходов иностранцев обеспечивает не продажа оборудования и его монтаж, из которого эти компании «выросли», а торговля техгазами. Почему машиностроителям так полюбилась «чужая» отрасль, догадаться нетрудно, если взглянуть на показатели рентабельности крупнейших химических компаний. Продажа технических газов, помимо того что обеспечивает постоянный финансовый поток, оказывается, пожалуй, самым доходным направлением химии (см. график 1). Именно этот бизнес, а вовсе не машиностроение обеспечивает основную (около 70%) часть доходов западных конкурентов «Криогенмаша», которые на два порядка превосходят российскую компанию по оборотам. Запуск on-site-проекта, по сути, означает новый этап в жизни нашей «газели». Раньше компания быстро наращивала обороты за счет восстановления утраченных в 1990−е годы позиций главного поставщика отечественной промышленности (ее оборудование представлено едва ли не на 90% всех действующих в России ВРУ). Теперь ниша заполнена (доля компании на рынке по новым заказам в последние годы снизилась с 42 до 38% — см. график 2). Зато теперь один лишь on-site-проект компании привел к четырехкратному увеличению стоимости основных фондов
|