Впрочем, сегодня компании сырьевого сектора могут вспоминать о своих успехах лишь в прошедшем времени. Падение мировых цен практически на все виды сырья в 2009 году очень болезненно ударило по российским компаниям. Консолидированная выручка «ЛУКойла» по итогам шести месяцев 2009 года снизилась в долларовом выражении на 38,7%. Неаудированная отчетность по МСФО Магнитогорского металлургического комбината за январь-июнь 2009 года и вовсе свидетельствует о двукратном снижении доходов. Видимо, падение сырьевого сектора в рейтинге 2010 года будет столь же стремительным, как и его взлет в этом выпуске «Эксперта-400». Стоп машинам Год назад, комментируя материалы предыдущего рейтинга, мы порадовались зарождающимся признакам опережающего роста обрабатывающих отраслей, но отметили, что тенденция крайне уязвима. Спад спроса и потребления в результате начинавшегося тогда кризиса может воспрепятствовать наметившемуся развороту экономики. К сожалению, наши опасения полностью подтвердились. В этом выпуске рейтинга от заметного роста в обработке не осталось и следа. По сути, производства, непосредственно не связанные с добычей сырья и начальными стадиями его передела, еще до сентября 2008 года начали все острее чувствовать проявления кризиса. Больше всех пострадала ключевая отрасль обрабатывающего сектора — машиностроение. Число машиностроительных компаний, представленных в рейтинге, в этом году сократилось на четыре предприятия — до 44. Их общий объем реализации в 2008 году составил 74,6 млрд долларов и вырос всего на 12,7% (см. таблицу 4). Это самые низкие темпы прироста за последние шесть лет. Напомним, что еще в прошлом рейтинге выручка машиностроителей увеличилась более чем на треть. Главным тормозом развития отрасли стал самый крупный ее сегмент — автомобилестроение. Автомобилестроение. Падение потребительского спроса и сокращение заказв со стороны транспортных и строительных компаний в первую очередь ударило по российским маркам автомобилей. В результате АвтоВАЗ увеличил выручку в 2008 году всего на 2,4%, а объем реализованной продукции групп ГАЗ и КамАЗ упал за год соответственно на 7,2 и 0,9%. В 2009 году положение производителей российских автомобилей еще больше ухудшится. Несмотря на то что правительство помогало автопрому, в отличие от других отраслей, крайне активно, используемые инструменты господдержки эффективностью не блещут. Почти миллиард долларов бюджетных средств, закачанных в АвтоВАЗ, были всосаны автогигантом в считаные месяцы и не предотвратили ни падения продаж, ни масштабных увольнений. Теперь тольяттинский завод нуждается еще в 10 млрд рублей госпомощи на социальные выплаты и погашение задолженности по зарплате увольняемым 27,6 тыс. сотрудников. Возможно, что в следующем году поддержка автопрома принесет бо́льшую отдачу. В своих планах на 2010 год правительство делает ставку не на прямую раздачу денег заводам, а на стимулирование спроса. Из 30 млрд рублей, зарезервированных в бюджете следующего года на помощь автомобилестроителям, 10 млрд пойдут на финансирование программы утилизации старых автомобилей, а еще 20 млрд составит госзаказ автотранспорта. Между тем промсборка иномарок в России от кризиса пострадала меньше. Оборот «Форд Мотор Компани» в 2008 году вырос на 22,1%, группа «Соллерс», собирающая помимо УАЗов автомобили Fiat, Ssang¬Young и Isuzu, добилась прироста на 25,4%, а калининградская компания «Автотор» — на 30,2%. Кроме того, впервые в рейтинге появились сборочные заводы компаний «Джи-эм Авто» (255−я позиция в рейтинге) и «Фольксваген» (186−е место). Правда, помимо развития сборки автомобилей в России существенный вклад в обороты «Фольксвагена» внес и чистый импорт машин. В перспективе число сборочных заводов, принадлежащих иностранным компаниям, будет увеличиваться. Например, в следующем рейтинге в составе «Эксперта-400» наверняка появится завод компании Toyota. ВПК. На фоне автомобильной промышленности дела в оборонно-промышленном комплексе пока обстоят лучше. В отличие от прошлогоднего рейтинга, когда успех оружейникам гарантировали главным образом экспортные контракты, на этот раз лучшей динамики добились компании, получившие крупные заказы в России. Лидером ВПК в рейтинге стала ОПК «Оборонпром», к вертолетостроительным заводам которой добавились почти все российские двигателестроительные активы. Выручка компании достигла 120,9 млрд рублей (+31,7% к предыдущему году), что позволило «Оборонпрому» занять 36−е место среди 400 ведущих компаний России. Львиную долю доходов «Оборонпрома» генерируют контракты с российскими заказчиками. Объем реализации компании «Алмаз-Антей» (37−е место в рейтинге), выросший в 2008 году на 43,9%, в равной мере обеспечивается поставкой комплексов противовоздушной обороны как по гособоронзаказу, так и зарубежным покупателям. Что же касается экспорториентированных компаний ВПК, то тут прогресс менее очевиден. Пик поставок авиатехники за рубеж, более чем удвоивших в прошлом рейтинге доходы АХК «Сухой», видимо, миновал. В этом выпуске «Эксперта-400» выручка компании увеличилась менее чем на 14%. Более успешна корпорация «Иркут», у которой в ходе реализации контрактов на поставку Су-30 в Индию, Алжир и Малайзию продажи возросли на 18,6%. В долгосрочной перспективе дополнительные доходы «Иркуту» принесут заказы на переоборудование пассажирских самолетов Airbus А320/321 в грузовую версию. Предполагается, что опытный образец конвертированного самолета появится в 2011 году, а на проектную мощность до 40 самолетов в год корпорация выйдет к 2017 году. Энергомашиностроение. Пожалуй, единственным ярким пятном в машиностроительном сегменте рейтинга стало заметное оживление в энергомашиностроении. Несколько лет подряд отрасль никак не реагировала на масштабный инвестиционный спрос энергетиков. Казалось, российские предприятия окончательно проиграли в конкурентной борьбе западным компаниям. И вот, наконец, «Силовым машинам» удалось привести весомые контраргументы. Выручка компании в этом рейтинге выросла сразу на 65,6%. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС дает холдингу шансы упрочить свои позиции. Во-первых, «Силовым машинам» достались контракты на строительство новых гидроагрегатов взамен выбывших из строя. Во-вторых, часть свернутых из-за кризиса инвестпрограмм энергокомпаний, скорее всего, будет восстановлена, чтобы компенсировать потерянные в результате аварии энергомощности. Модельный закат Главной тенденцией развития крупного бизнеса в докризисный период неизменно оставался бурный рост непромышленного сектора, подпитываемый постоянным увеличением потребительского спроса. Пятилетний потребительский бум, по сути, стал единственным наглядным проявлением нефтяного благополучия, конвертировавшегося в рост доходов населения как напрямую, так и через банковские кредитные продукты. Сегодня такая модель больше не работает. Уже по итогам 2008 года динамика роста практически всех составляющих непромышленной части рейтинга резко замедлилась. В зоне особого риска оказались докризисные рекордсмены по наращиванию бизнеса: ритейл, банковский сектор, строительство. Розничная торговля. В этом рейтинге розничным сетям, несмотря на резкое торможение, удалось сохранить лидерство по динамике роста. В 2008 году суммарный оборот 41 ритейлера, включенного в список, увеличился на 28,4% (см. график 4) против 45,5−процентного прироста, зафиксированного прошлым рейтингом «Эксперт-400». Правда, у лидеров рынка динамика развития бизнеса существенно выше. Выручка сетей «Х5 Ритейл групп», «Магнит» и «Ашан», составляющих первую тройку розничных компаний нашего списка, увеличилась более чем на 40%. Кризис открывает перед крупными игроками новые возможности для роста за счет поглощения менее удачливых конкурентов, особенно из регионов. «Х5 Ритейл групп» в прошлом году купила сеть гипермаркетов «Карусель». По итогам 2008 года «Х5 Ритейл групп» показала чистый убыток в размере 53 млрд рублей, однако он носит технический характер. «Бумажные» потери возникли в результате переоценки нематериальных активов Х5 после объединения ее сетей, они не влияют на реальный денежный поток компании. Но если покупка активов чревата повышением долговой нагрузки и снижением рентабельности, то органичный рост за счет открытия новых точек правильного формата дает завидный результат. «Магнит», вдвое нарастивший прибыль в 2008 году, ожидает скорого открытия своего 3000−го магазина. Банковский сектор. Если большинство крупных компаний в полной мере почувствовали все прелести кризиса лишь прошлой осенью, то банки столкнулись с трудностями значительно раньше. Проблемы с ликвидностью начались еще осенью 2007 года и привели к ощутимому замедлению развития банковского сектора, отраженному еще в прошлом выпуске «Эксперта-400». Сейчас тенденция заметно усилилась, а число банков, представленных в списке, сократилось. На этот раз в «Эксперт-400» вошло 27 банков (год назад их было 30), а прирост их доходов по сравнению с прошлым рейтингом упал на 12,5 процентного пункта, до 25%. Отчасти такое замедление — следствие отрицательных результатов по операциям с валютой и ценными бумагами, полученных рядом крупных игроков. Тем не менее ухудшение позиций банковского сектора вполне адекватно отражает реальность. Возможности для роста у банков сейчас практически отсутствуют. Займы физлицам, еще год назад бывшие наиболее быстрорастущим сегментом банковского бизнеса, резко сократились. Корпоративное кредитование в нынешних условиях — удел госбанков и самых крупных федеральных банков, имеющих доступ к средствам господдержки и ресурсам ЦБ. К тому же уровень рыночных кредитных ставок неприемлем для подавляющего большинства потенциальных заемщиков.
|