Строительство. В целом доходы строительных компаний из нашего рейтинга выросли всего на 9,2%, тогда как годом ранее прирост составлял 34,8%. Практически весь прирост удалось сохранить благодаря промышленному и инфраструктурному строительству. Проекты в сфере дорожного строительства позволили компании «Трансстрой» увеличить доходы на 31,4%, выручка петербургского «Метростроя» выросла в 2008 году на 44,3%. А вот строителей жилья кризис поверг в состояние шока. Неполные четыре месяца экономического спада в конце 2008 года перечеркнули результаты работы девелоперов за предыдущие годы. Доходы прошлогоднего лидера строительной отрасли — группы ПИК — упали на 39,8%, или на 23,6 млрд рублей. Группа «Глобалстрой-Инжиниринг» потеряла 15,7 млрд рублей (29,1% от объема выручки 2007 года). Компания «Миракс», ранее охотно участвовавшая в нашем рейтинге, в этот раз наотрез отказалась от предоставления информации. Успехи же компаний, отчитавшихся о приросте доходов за прошлый год, скорее всего, вызваны в лучшем случае разовыми лоббистскими удачами. СУ-155, например, объясняет 40−процентный прирост доходов продажей построенных площадей Министерству обороны. Однако уже в этом году сохранить достигнутые показатели вряд ли удастся. Стройка встала. Ни финансирования, ни спроса нет. Мантрами о неизбежной стабилизации и последующем росте цен делу не поможешь. Негативный эффект от коллапса строительной отрасли, проявляющийся в масштабах всей экономики, абсолютно очевиден, но восстанавливать модель докризисного развития строительного комплекса в прежнем виде вряд ли целесообразно. Транспорт. В отличие от большинства участников этого рейтинга транспортные компании сумели несколько ускорить динамику роста. В этом выпуске «Эксперта-400» выручка 23 корпораций выросла в среднем на 19,1%, на два процентных пункта превышая показатели 2007 года. Реформа РЖД привела к появлению в списке новых компаний. На этот раз в списке фигурирует выделенная в 2008 году из состава РЖД Первая грузовая компания (87 е место в рейтинге). Другая «дочка» РЖД — «Трансконтейнер» — сумела добиться самых высоких показателей роста среди железнодорожных операторов (+53,2%). Материнская компания похвастаться такой динамикой не может. Доходы РЖД в 2008 году увеличились на 12,9%. Самую высокую динамику роста продемонстрировали авиакомпании. Сказались рост авиаперевозок — почти на 10% в 2008 году, подорожание авиабилетов и перераспределение потоков от проблемных авиаперевозчиков («Домодедовских авиалиний», «Дальавиа», «Красэйр»). Оборот «Трансаэро» возрос сразу на 82,4%, а выручка «ЮТэйр» и «Уральских авиалиний» увеличилась более чем в полтора раза. Телекоммуникации. Основные ожидания, связанные с телекоммуникационной отраслью, который год можно обозначить одним словом: «консолидация». Взаимовыгодный размен активами АФК «Система» и государства, завершающий многолетнюю эпопею с приватизацией «Связьинвеста», должен позволить МТС и «Ростелекому» усилить позиции в отрасли. На оборотах ведущих компаний связи кризис сказался мало. Рост выручки фиксированных телекомов был ограничен устоявшейся абонентской базой и регулируемыми тарифами, зато у ведущих сотовых операторов она увеличилась на 20–30% (см. таблицу 5). А вот на балансах и прибылях телекоммуникационных компаний кризис отра¬зи¬л¬ся сильно. Высокая долговая нагрузка, особенно выраженная в валюте, сильно сказывалась на финансовом результате даже при прочих равных. У «Вымпелкома» чистая прибыль упала почти втрое, хотя у «Мегафона» она на треть выросла. ЮТК вовсе получила убыток, и это на фоне фактически сохранившего прибыль «Центртелекома» и нарастившей ее на две трети «Дальсвязи». Конструируя драйверы Результаты этого выпуска «Эксперта-400» свидетельствуют об одном неприятном, но непреложном факте. В своем современном виде крупный бизнес (а вместе с ним и вся экономика) утратил возможность комплексного органичного роста. Позитивные ценовые импульсы с внешних, а потому не поддающихся управлению рынков сырья более не выходят за рамки собственно сырьевых отраслей, негативные же повергают всю экономику в шок. Цены на нефть ниже 50 долларов за баррель сейчас воспринимаются как катастрофа, хотя еще три года назад экономический рост происходил именно при таком уровне. Изменить ситуацию может формирование новых драйверов, способных стать базой для долгосрочного роста. Возможности для этого пока есть, некоторые даже реализуются. Но добиться полного успеха без поддержки, а иногда и прямого участия власти не получится. Ни в коей мере не претендуя на полноту, мы постараемся очень общо очертить лишь некоторые из направлений, примеры которых порой подсказаны развитием кризиса, двигаясь по которым можно достичь желаемого результата. Корпоративное строительство. Беды целых секторов российского бизнеса вызваны крайне неэффективным управлением, независимо от того, в частной или государственной собственности находятся активы. Автомобилестроение — лишний пример тому. Бесспорно, АвтоВАЗ, будучи частной компанией, управлялся из рук вон плохо. Однако от вхождения предприятия в состав госкорпорации ситуация изменилась не сильно. В отдельных случаях объединение активов под госконтролем абсолютно оправданно для решения стратегических задач, взять ту же Объединенную авиастроительную компанию. Однако тиражировать такой опыт стоит крайне аккуратно. Примеров же, когда частному бизнесу удалось выстроить эффективно работающую и прозрачную структуру на базе очень сложных активов, довольно много. Последний из них — поглощение АФК «Система» предприятий башкирского ТЭКа. Предприятия с полуфеодальным менеджментом, практикующие поставки нефти на НПЗ по непрозрачным давальческим схемам, станут основой для создания прозрачной вертикально интегрированной нефтяной компании. Выиграют от этого все. АФК «Система» увеличит обороты и повысит диверсификацию бизнеса (в следующем рейтинге компания войдет в первую десятку «Эксперта-400» и из телекоммуникационной компании превратится в межотраслевой холдинг). Государство увеличит налоговые поступления, предприятия получат доступ к инвестиционным ресурсам. Содействие реализации инвестпроектов. Поддержка начатых инвестпроектов сейчас одно из ключевых условий посткризисного роста. Нельзя сказать, что власть остается абсолютно пассивной в этом вопросе. К примеру, Минпромторг в пределах своих компетенций поддерживает ключевые проекты предоставлением госгарантий, субсидированием процентной ставки. Однако имеющийся в его распоряжении инструментарий довольно ограничен. О предоставлении налоговых льгот не идет и речи. Наибольший эффект дает непосредственное содействие государства выполнению инвестпроектов. Термин «государственно-частное партнерство» набил оскомину, но реально реализуемые проекты в этой сфере можно пересчитать по пальцам. Один из них — строительство комплекса промышленных производств в Тульской области. Частные инвесторы, среди которых «Еврохим», Procter & Gamble, ОГК-4, несмотря на кризис, не свернули работы, поскольку строительство инфраструктуры взяло на себя государство. Помимо прочего реализация проекта позволила не допустить провала строительства в Тульской области. За первое полугодие 2009 года прирост объема строительных работ в регионе составил 29% на фоне общего снижения этого показателя в целом по стране почти на 20%. Обеспечение трудовой мобильности населения. Всю остроту проблем моногородов наглядно высветил кризис. Конечно, оперативные меры по разрешению конкретных проблем, как, например, в Пикалеве, необходимы. Однако они не решают кардинального вопроса — обеспечения трудовой мобильности населения. Списывать проблемы на менталитет россиян бессмысленно. В жилищной политике, проводившейся в последние десятилетия, развитие института коммерческого арендного жилья просто не рассматривалось, приоритет отдавался правам собственности граждан на квартиры. В результате население моногородов оказалось намертво привязано к ним собственностью на жилье. Сейчас самое время для инициации государством проектов массового строительства арендного жилья. Конечно, их реализация на первых порах пойдет непросто (дело ведь абсолютно новое для российских реалий) и к тому же потребует существенных средств. Однако инвестиции, вложенные в создание арендного жилья, гарантированно окупаются, а риск потери средств минимален, ведь готовое жилье — ликвидный и практически безрисковый актив. Преимущества такого подхода очевидны. Помимо достижения цели — повышения трудовой мобильности населения — решается локальная проблема расшивки неплатежей в строительном комплексе, а главное, формируется новый весьма емкий сегмент рынка, способный на десятилетия загрузить работой строительные компании. Техническое регулирование. Хрестоматийный пример: проблема затоваривания западного рынка устаревающими, но вполне годными к эксплуатации самолетами, была решена введением нормативных ограничений по авиационным шумам. В результате за двадцать лет авиакомпании поневоле обновили практически весь авиационный парк. Похожие цели на Западе достигаются и многочисленными экологическими инициативами, заставляющими производителей совершенствовать технологии, оборудование, управление. В России потенциал технического регулирования используется явно недостаточно. Сейчас делаются первые шаги к обеспечению энергоэффективности (в частности, грядущее ограничение на использование ламп накаливания). Почему бы не применять похожие рычаги, введя, например, обязательную норму по теплопроводности эксплуатируемого жилья, параллельно профинансировав разработку технологий и подготовку кадров? Эффектом такой меры может стать формирование целого кластера в производстве строительных материалов и услуг, объем которых, по нашим оценкам, составляет сотни миллиардов рублей. И это лишь один из примеров. Дмитрий Гришанков, научный редактор журнала «Эксперт» Дмитpий Кабалинский, автор «Эксперт» |