Этот нефтепровод может работать в двух режимах. Туда — перекачивая российскую нефть на Кременчугский и Одесский НПЗ. Обратно — с одесских нефтяных терминалов в направлении кременчугского завода. Второй путь сейчас и избран «Укртатнафтой», в отсутствие татарстанской нефти, основным транспортным путем для загрузки своего предприятия. Как сообщил глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко, его компания подписала контракт с азербайджанской госкомпанией SOCAR на поставку 240 тыс. тонн нефти в месяц и намерена закупать не только азербайджанскую нефть, но также из Ливии и других стран. Естественно, при такой ситуации места в одной трубе для нефти, поставляемой «Лукойлом», в другую сторону — на Одесский нефтеперерабатывающий завод, просто не остается. Российская компания пригрозила украинской стороне судом, но в итоге ей пришлось согласиться поставлять нефть на свой НПЗ на Украине по трубопроводу «Дружба» по маршруту граница Белоруссии — граница Украины — Броды — Одесса, который увеличивает транспортные расходы компании на 5,7 доллара за тонну нефти. Обратно на родину С учетом тех процессов, которые сейчас происходят на Украине, шансы «Татнефти» вернуться в качестве контролирующего акционера на Кременчугский НПЗ стремятся к нулю. Это понимают и в татарстанской нефтяной компании. Видимо, поэтому ТН, несмотря на падение цен на нефть, еще в прошлом году начала интенсифицировать строительство в Нижнекамске суперсовременного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса. Принципиальное решение о реализации этого проекта стоимостью 130 млрд рублей было принято летом 2005 года, год спустя он получил федеральный статус, в 2007 году началось строительство. Главным инвестором проекта выступает «Татнефть», 16,5 млрд рублей на реконструкцию продуктопровода «Нижнекамск—Альметьевск—Кстово» (128 км), строительство нефтепровода «Калейкино—Нижнекамский НПЗ» (117 км) и внешних железнодорожных путей протяженностью 34,5 км выделяет через Инвестфонд федеральный бюджет. Первоначальные планы создания Нижнекамского комплекса предполагали, что сначала будет запущен завод по переработке нефти мощностью семь млн тонн в год, параллельно ему – нефтехимический завод, а затем – еще один НПЗ мощностью также семь млн тонн по переработке высокосернистой нефти. Однако летом этого года президент Татарстана Минтимер Шаймиев сообщил журналистам, что сроки запуска нефтехимических комплексов в Нижнекамске сдвигаются на более позднее время в пользу первичной переработки нефти. «По сути, у нас к проекту прибавляется переработка еще семи млн тонн нефти и отменяются на некоторое время остальные — нефтехимия, ароматика углеводородов и другое»,— сказал глава республики. Заказчик проекта — ОАО «Танеко», не смог прокомментировать журналу «Эксперт Волга» ход его финансирования. Возможно, в связи с тем, что 1,5 млрд долларов синдицированного кредита, который требуется для ускорения стройки, и о котором велись переговоры с начала года, «Татнефть» смогла привлечь только в октябре. «Если бы компания привлекла этот кредит весной-летом текущего года, то введение в строй первой очереди нефтеперерабатывающего завода могло бы состояться в конце нынешнего года. Сейчас, скорее всего, запуск Нижнекамского НПЗ будет перенесен на следующий год», — комментирует ситуацию Александр Еремин (в конце сентября, как прозвучало на совете директоров «Татнефти», готовность первой очереди комплекса составляла 57%). Тем не менее надо признать, что инвестиции татарстанской нефтяной компании в этот проект впечатляют. В прошлом году из 72 млрд рублей, инвестированных ТН в свое развитие, примерно половина пришлась на нижнекамский проект. За первую половину 2009 года общая сумма инвестиций «Татнефти» по дочерним и зависимым обществам достигла 50 млрд рублей. Основной объем этих денег, по словам гендиректора компании Шафагата Тахаутдинова, направлен на строительство комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске и завода цельнометаллокордовых шин. Принцип данного решения понятен – оба проекта связаны с получением дохода от продукции высоких переделов нефти, что позволит «Татнефти» превратиться в полноценную вертикально интегрированную нефтяную компанию. Поэтому отраслевые аналитики уверены в том, что «Татнефть» доведет нижнекамские проекты до конца. На днях стало известно, что и группа «ТАИФ» намерена инвестировать значительные средства в модернизацию своего нефтеперерабатывающего производства в Нижнекамске. По словам гендиректора «ТАИФ НК» Александра Бабынина, его компания хочет увеличить глубину переработки нефти с 74 до 98,5%, повысить мощность НПЗ с 7 до 9,1 млн тонн нефти в год и производить бензин стандарта Евро-5. Деньги на это — 2,4 млрд долларов, компания намерена привлечь главным образом за счет кредитов. По материалам «Эксперт Волга» |