Содержание этилового спирта (этанола) устанавливается в пределах до 5% (по объему) с учетом возможного вовлечения также до 3% метилового спирта и других оксигенатов – суммарно не более 10 % (по объему), при этом содержание кислорода не должно превышать 2,7 % (по массе). Эти требования устанавливаются для неэтилированных автомобилей бензинов с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 и октановым числом по моторному методу не менее 85. Страны СНГ также уделяют внимание использованию этанола в качестве добавок к автомобильному топливу. Правительство Украины 4 июля 2000 года утвердила программу «Этанол», предусматривающую выпуск кислородсодержащей добавки к бензинам на базе этанола, получаемого из сельскохозяйственного сырья и автомобильных бензинов, содержащих эту добавку. Разработаны ГОСТ на бензин, содержащий этанол (ГСТУ 320.00149943.015-2000 «Бензины моторные смесевые») и ТУ У 30183376.001 на высокооктановую кислород содержащую добавку на базе этилового спирта (ВКД). Содержание ВКД во всех марках бензинов А-80Ек, А-92Ек, А-95Ек, А-98Ек не более 6 % масс. В 2000 году мощности по производству добавки составляли около 100 000 тонн в год. В августе 2000 года сейм Литвы принял закон о биотопливе. По этой программе в республике будет выпускаться автомобильный бензин, содержащий 7% этанола. Это позволит Литве сэкономить около 30 000 тонн нефти в год и на 25-30% сократить загрязнение окружающей среды отработавшими газами автомобиля. Аналогичные проекты, типа программы «Этанол», разрабатывались в Белоруссии, Узбекистане и Азербайджане. Так, например, в Белоруссии разработана рецептура добавки ВКДЭ (ТУ 38.401-58-318-2002), обладающая антидетонационными и антикоррозионными свойствами включающая стабилизатор, который позволяет сохранять гомогенность бензинов с этанолом при низких температурах в присутствии небольшого количества воды. В России к проблеме использования этилового спирта в качестве высокооктанового компонента автомобильных бензинов вплотную подошли в 1995 году. В 1996 году был разработан Федеральный закон (№28-ФЗ от 03.04.96 г.) об энергосбережении, предусматривающие развитие производств альтернативных топлив. В 2002 г. распоряжением Правительства Российской Федерации (№978-р от 16.07.2002 г.) была одобрена Концепция развития автомобильной промышленности России, одним из приоритетных направлений научно-технического обеспечения промышленности в которой также указано использование альтернативных видов топлив, включая этанол. Наконец, энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (утверждено Правительством РФ №1234-р от 28.08.2003 г.), в которой для обеспечения экологической безопасности энергетики предусматривается увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими европейским нормам. Конкретных программ и политики стимулирования производства альтернативных топлив, включая этанолсодержащие, в России пока нет. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие нормативные документы, которые предусматривают использование этанола в качестве компонента автомобильного бензина: – ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». Дата введения с 01.07.2002 года. Марки бензина: Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92. Объемная доля этанола не более 5% ; – ГОСТ Р 52201-2004 «Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования». Дата введения с 01.07.2004 года. Марки бензанолов: БИ 80, БИ 92, БИ 95, БИ 98. Объемная доля этанола 5,0 – 10,0%; – ТУ 38.401-58-330-2003 «Бензанол. Этанольное моторное топливо для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием. Технические условия». Дата введения с 11.08.2003 года. Марки бензанола БИ-82, БИ-93, БИ-96. Объемная доля этанола 5,0 – 10,0%; – ТУ 0251-346-11605031-2004 «Бензанол. Этанольное моторное топливо для двигателей с электронной системой управления». Дата введения с 05.09.2004 года. Марки бензанола – Премиум-БИ-95, Супер-БИ-98. Объемная доля этанола 5,0 – 10,0%; – ТУ 38.401-58-244-2005 «Бензины автомобильные неэтилированные, содержащие этанол». Дата введения с 10.10.2005 года. Марки АИ-80Э, АИ-92Э, АИ-95Э, АИ-98Э. Объемная доля этанола до 5%; – ТУ 38.401-58-350-2005 «Бензины для автомобилей класса Евро-4». Дата введения с 01.06.2005г. Марки: Регуляр Евро-92/4, Премиум Евро-95/4, Супер Евро -98/4. Объемная доля этанола до 5%. Октаноповышающие добавки на основе этанола в России выпускают: – ЗАО «Нефтехимия» (бывший Самарский завод «Этанол») – «Многофункциональная добавка на основе этанола» (ТУ 38.401-58-260-00); – Хорский гидролизный завод и Кировский биохимический завод – «Продукт спиртосодержащий для повышения октановых чисел бензина» (ТУ 9291-001-32465440-98); – ЗАО НПО «Химсинтез» - «Октаноповышающая добавка для автомобильных бензинов «ОДЭ» (ТУ 0258-072-11726438-2000); – ЗАО «Каннский биохимический завод» - «Спит этиловый топливный денатурированный» (ТУ 2421-009-05754593-2001). Основным недостатком бензино-этанольных топлив является их фазовое разделение, обусловленное наличием в них небольших количеств воды и как следствие, ограниченной взаимной растворимостью компонентов. Проблема фазового разделения бензино-спиртовых смесей частично снимается, если использовать абсолютированный спирт. Однако в реальных условиях хранения и транспортирования бензино-этанольного топлива неизбежно его обводненение за счет попадания воды в топливо различными путями. Основными источниками воды является влага транспортных линий, влага просачивающаяся в хранилище топлива, влага конденсирующаяся из воздуха при температурных колебаниях, а также вода вносимая обводненным этиловым спиртом. Другим существенным недостатком автомобильных топлив содержащих этиловый спирт, является их коррозионная активность по отношению к металлическим поверхностям, поэтому при разработке таких топлив, во-первых, стремятся ограничить содержание воды в этиловом спирте (этаноле) до 1,5% масс, во-вторых, использовать стабилизирующие добавки и ингибиторы коррозий. К последним относятся: многофункциональная добавка на основе этанола – эктанол (ТУ 38.401-58-260-00); уже упомянутые – октаноповышающая добавка для автомобильных бензинов «ОДЭ» (ТУ 0258-072-11726438-00) и продукт спиртосодержащий для повышения октановых чисел бензинов – ВОКЭ (ТУ 9291-001-32465440-98), а также добавка октаноповышающая для автобензинов «АЛЬФА-ЛИТ» (ТУ 0257-001-49679164-02) и др.
|