Рынок биоэтанола ЕС (европейский рынок биоэтанола). ЕС – третий по величине после США и Бразилии производитель топливного этанола в мире. Объём производства топливного этанола в ЕС-27 в 2009 году составил 3.7 млрд. литров, что на 30% выше по сравнению с 2.8 млрд. литров в 2008 году (см. табл.12). Несмотря на рост этанольной отрасли за последние 2 года, текущий европейский рынок биоэтанола испытывает ряд проблем, главной из которых является дефицит сырья и рост цен на зерновые культуры. Ожидание введения в ЕС мандата на биотопливо способствовало экспансии европейских компаний на сырьевые рынки, как внутри ЕС, так и за его пределами. Массовая скупка пашенных земель за пределами ЕС вызвала бурю протеста защитников окружающей среды и ряд международных скандалов. Также 2010 год характеризуется приходом на европейский рынок биоэтанола иностранных компаний. Ведущей ассоциацией биотопливного производителей в Европе является ассоциация eBio, которая обеспечивает информацией о развитии отрасли в ЕС-27 и Швейцарии. Европейское производство этанола в 2009 году | Страна | mgpy | млрд.л | % | 1 | Франция | 330,22 | 1 250 | 33,3% | 2 | Германия | 198,13 | 750 | 20,0% | 3 | Испания | 122,84 | 465 | 12,4% | 4 | Австрия | 47,55 | 180 | 4,8% | 5 | Швеция | 46,23 | 175 | 4,7% | 6 | Польша | 43,85 | 166 | 4,4% | 7 | Венгрия | 39,63 | 150 | 4,0% | 8 | Бельгия | 37,78 | 143 | 3,8% | 9 | Словакия | 31,17 | 118 | 3,1% | 10 | Чехия | 29,85 | 113 | 3,0% | 11 | Италия | 19,02 | 72 | 1,9% | 12 | Великобритания | 18,49 | 70 | 1,9% | 13 | Литва | 7,93 | 30 | 0,8% | 14 | Латвия | 3,96 | 15 | 0,4% | 15 | Финляндия | 1,06 | 4 | 0,1% | 16 | Ирландия | 0,53 | 2 | 0,1% | | ЕС-27: | 978,23 | 3 703 | 98,6% | 17 | Турция | 13,47 | 51 | 1,4% | | Всего: | 991,70 | 3 754 | 100% |
Характеристика отрасли. Тенденции. После сильного роста в 2008 году (почти 60%) производство этанола в ЕС продолжало увеличиваться, и в 2009 рост составил 31%. Эти показатели дают ясный сигнал того, что европейский биоэтанол будет выполнять всё более важную роль в сокращении эмиссии парниковых газов и энергетической безопасности Европы. 10 стран-членов ЕС-27 увеличили своё производство. Самым крупным производителем этанола по-прежнему остаётся Франция, которая по сравнению с прошлым годом увеличила свои мощности на 25%. Также увеличили своё производство Германия (+32%: от 568 до 750 млн.л.) и Испания (+46% от 346 до 465 млн.л.), занимающие 2 и 3 строчку рейтинга соответственно. Две страны в 2009 более чем удвоили выпуск – это Австрия (+102% от 89 до 180 млн.л.) и Швеция (+124% от 78 до 175 млн.л.). Существенный рост отмечается также и со стороны потребления. Полное потребление топливного этанола в ЕС оценивается в 4.3 млрд.л.(3.41 млн. тонн) (2008 – 3.5 млрд.л.), что отражает +23% рост. Крупнейшим потребителем - 1.143 млн. литров (0.904 млн. тонн) является Германия, за следуют Франция -798 млн.л.(0.633 млн. тонн) и Швеция -377 млн.л. (0.299 млн. тонн). Превышение объёмов потребления над производством покрываются за счёт импорта, преимущественно из Бразилии. В 2009 году экспорт этанола из Бразилии в Европу был уменьшен на 200 млн.л. по сравнению с 800 млн.л. в 2008. Большое увеличение экспорта этанола в ЕС показала Никарагуа, и впервые в 2009 был ввезён топливный этанол из США. Статистика торговли ЕС не различает импорта этанола на пищевой и топливный. Поэтому указать точное количество этанола, использованного для топливных целей, невозможно. Основной проблемой биотопливной отрасли в ЕС является дефицит сырья для производства, следствием которого стал рост цен, как сырьевых, так и конечного продукта. Летнее затишье в ценах на этанол в последнюю неделю августа закончилось значительным повышением. Этанол на кольце Т2 начал последнюю неделю августа с ценой 545 €/м3 и предложениями, а закончил неделю с ценой 585 €/м3 а 21 сентября уже становил – 630 €/м3 и недостатком предложений. На кольце Т1 цены на этанол также начали продвигаться вверх, хотя и не с такой скоростью, как Т2 – от 575 до 595 $/м3. Цена пшеницы находится в диапазоне 180 €/мт, что соответствует стоимости этанола 516 €/м3. Ввиду высоких цен на зерно имеются сообщения от заводов по производству этанола из пшеницы, что они намерены сократить производство этанола и вернуть ранее купленную пшеницу на рынок. Производство топливного этанола в ЕС в 2009 году
Потребление бензина и биоэтанола в Германии (млн. тонн): № | | 2009 год | % к 2008 г. | 1 | Бензин | 20.232 | - 1.6% | 2 | в т.ч.: биоэтанол для ЕТВЕ | 0.202 | -45% | 3 | - биоэтанол для смешевания | 0.693 | +176.0% | 4 | - биоэтанол для Е85 | 0.009 | +6.0% | 5 | Всего потребление биоэтанола | 0.904 | +44.0% |
Источник: www.bdbe.de Выводы: По мнению экспертов ОПЕК, увеличение спроса на нефть, обусловлено достаточно высокими темпами развития мировой экономики, которые в нынешнем году составят 3,9%. Хотя в следующем году, темпы мирового экономического роста, замедлятся до 3,6%. В Китае они составят соответственно 9,5% и 8,6%, в Индии — 8,2% и 7,7%, в США — 2,2% и 1,9%, в Японии — 2,5% и 1,3%, а в странах еврозоны — 1,2% и 1%. Основной рост потребления сырой нефти придется на страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Китай, Индию, государства Латинской Америки и Ближнего Востока. Соответственно прирост потребления сырой нефти повлечет увеличение потребления бензина в странах: Китай, Индия, Ближнего Востока, а это в свою очередь повлияет на спрос топливного этанола в мире. Расчеты, приведенные авторами статьи, в табл. 2 об экономии нефти в результате применения топливного этанола показывают, что: - этанол играет колоссальную роль в топливном балансе стран мира; - позитивно влияет на экологию; - дает огромные финансовые поступления для экономики, которые становили: в 2008 году - $4095.0 млн., а в 2009 году - $2834.0 млн. В 2008 году экономия нефти составляла около 45.5 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = $90.0/баррель. 45.5 млн. тонн * $90.0 = $4095.0 млн. В 2009 году экономия нефти составляла около 43.6 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = $65.0/баррель. 43.6 млн. тонн *$65.0 = $2834.0 млн. Как наглядно видно с таблицы 13 увеличение потребления топливного этанола в Германии в 2009 году на - 44% - это подтверждение наведенных фактов в статьи, что мировой рынок этанола прогрессирует. Учитываю выше сказанное, авторы утверждают, что в ближайшем будущем мировые перспективы развития рынка бензина и его емкой составляющей топливного этанола будут иметь тенденцию к увеличению. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». Вагиф Мирзоев – кандидат химических наук (Азербайджанская Республика) Евгений Пущик – инженер (Украина) www.newchemistry.ru |