В мировом экспорте торфа и продуктов из торфа Россия ведет успешную торговлю с Японией, Германией, Нидерландами, а также странами, в которых развернуты работы по повышению плодородия почв, предотвращению эрозии земель и осуществлению экологических программ. Проанализировав структуру импорта торфа и торфяных смесей стран, которые имеют значительную долю в российском экспорте в натуральном и в денежном выражении специалисты компании ASMARKETING выявили конкурентов на основных рынках сбыта. Соперниками России оказались Латвия, Эстония, Литва, Бельгия, Германия, Нидерланды, Финляндия. Добыча торфа в Латвии и Эстонии является полностью экспортно-ориентированной, в Литве – в преобладающей степени. Структура экспорта трех прибалтийских республик обращает на себя внимание в первую очередь большим количеством стран-импортеров по сравнению с Россией (которая экспортирует в 27 стран), причем буквально на всех континентах. (Что говорит о не только повсеместном спросе на этот товара, но и об экономической целесообразности морских перевозок торфопродуктов на большие расстояния). Эти факты определенно говорят о высокой международной активности прибалтов в торфяном бизнесе. Однако надо заметить, что эти страны имеют очевидное географическое преимущество – близость мест добычи торфа к морским портам. В аналогичной ситуации в России находится только Калининградская область. Особенность российского торфяного бизнеса состоит в том, что основные российские регионы-экспортеры торфа и торфяных смесей (Калининградская,Ленинградскаяобласти,Сахалин) (Рис. 2) являются приграничными и обладают, за исключением Карелии, морскими портами. Регионы, удаленные от границ и портов, в экспорте торфа практически не участвуют. Таким образом, экспортные потоки российского торфа направлены из приграничных регионов России преимущественно в соседние страны. Рис. 2. Структура экспорта торфа и торфяных смесей РФ в 2009 г. по субъктам РФ в долях в натуральном выражении. Грунты на основе торфа Россия поставляет в основном в южные страны СНГ, причиной чего, очевидно, является не только близость, но и наличие сложившихся связей еще со времен СССР. Присутствует в этом списке и такие страны, как, например, Бахрейн. Это говорит о перспективности поставок торфопродуктов для сельского хозяйства (с целью повышения плодородия почв) в южные засушливые регионы планеты, в том числе в страны Ближнего Востока. Приведенные данные по другим странам – экспортерам, причем соседям РФ, подтверждает это наблюдение. Поэтому помимо описанных выше рынков Бельгии, Нидерландов, Германии, Финляндии, могут быть перспективными для российских производителей торфа и торфопродуктовстраны Южной Европы, страны Ближнего Востока, Юго-Восточная Азия. Очевидно, что существенным объективным фактором, препятствующим развитию российского экспорта торфа, является географическая удаленность мест добычи торфа от морских портов. Для того чтобы, внутренние торфодобывающие регионы страны, например Кировская область (на которую приходится, как известно, около 40% всей российской добычи торфа), могли участвовать в экспорте торфа, прежде всего необходимо решение на государственном уровне относительно введения льготных тарифов на железнодорожные перевозки торфа, как это имеет место для каменного угля. Основными игроками на рынке торфа и продуктов из торфа России являются такие компании, как ОАО «Торфопредприятие «Нестеровское» и ООО «Торфо», ТЗ «Агроторф», «Торфпромэкспорт» МНПП «Фарт», «Деметра», «Пельгорское-М» (Рис.3). Рис. 3. Структура российского экспорта торфа и торфяных смесей в разрезе предприятий-экспортеров в 2010 г. в натуральном выражении. Автор: Казанцев Т.В. ООО Академия Сервис AS MARKETING |