Европейские производители MTBE, ETBE и TAME в 2010 году: Таблица 6 Country | Location | Product | Capacity (1000 t/a) | Austria | Schwechat | MTBE | 65 | Belarus | Mozyr | MTBE | planned | Belgium | Antwerp a Antwerp b | ETBE MTBE | 183 270 | Bulgaria | Bourgas | MTBE | 82 | Czech Republic | Krapuly | MTBE | 92 | Finland | Porvoo Porvoo | ETBE TAME | 94 110 | France | Dunkerque Feyzin Fos sur Mer Gonfreville | ETBE ETBE ETBE ETBE | 65 84 612 75 | Germany | Cologne Heide Karlsruhe Marl Schwedt Vohburg Wesseling Schwedt | ETBE ETBE ETBE ETBE TAME ETBE MTBE ETBE | 31 12 173 250 160 37 65 385 | Greece | Aspropyrgos Aspropyrgos Corinth | MTBE TAME MTBE | 61 92 42 | Hungary | Szazhalmobatta a Szazhalmobatta b Tiszaujvaros | MTBE ETBE MTBE | 53 55 31 | Italy | Gela Milazzo Priolo Ravena Sannazzaro Sarroch | MTBE MTBE MTBE ETBE MTBE TAME | 45 65 41 133 41 268 | Lituania | Mazeikiai | MTBE | 80 | Netherlands | Botlek Europort Geleen Pernis | ETBE MTBE ETBE MTBE | 591 98 140 153 | Poland | Plock | ETBE | 120 | Portugal | Sines | ETBE | 50 | Romania | Midia Onesti Pitesti Ploiesti a Ploiesti b | MTBE MTBE MTBE MTBE MTBE | 35 100 40 20 25 | Serbia | Novi Sad | MTBE | 35 | Slovakia | Bratislava | ETBE | 52 | Spain | Algeciras Bilbao Huelva La Coruna Puertollano Tarragona a Tarragona b | ETBE ETBE ETBE ETBE ETBE ETBE ETBE | 54 74 50 52 67 54 71 | Sweden | Stennungsund | ETBE | 48 | Ukraine | Kremenchug Lisichansk | MTBE MTBE | 24 100 | United Kingdom | Fawley Grimsby Killingsholme | MTBE MTBE MTBE | 122 100 82 | Источник: www.efoa.org В 2005-м году спрос на МТВЕ в Европе резко возрос в связи с введением новых норм, согласно которых содержание ароматических соединений в бензине должно было быть снижено с 42% до 35%. Тем не менее, в настоящее время потребление МТВЕ в Европе сокращается по причине реализации политики перехода на биотопливо. Основным инструментом, применяемым в данном случае, являются налоговые льготы, предоставляемые производителям этанола, которые получают его из возобновляемых источников. Некоторые производители МТВЕ в странах ЕС извлекли выгоду из перевода своих заводов с производства МТВЕ на производство ЕТВЕ. С технологической точки зрения такое переключение производства представляется экономически выгодным. Также следует отметить, что некоторые производители переключаются с производства МТВЕ на ЕТВЕ и обратно в зависимости от ценовой конъюнктуры на рынке данных продуктов. Косвенным фактором, обусловившим снижение спроса на МТВЕ в Европе можно назвать запрет на использование МТВЕ для бензина в США, которые являются основным импортером европейского бензина. Конъюнктура рынка ЕТВЕ и МТВЕ зависит от трех основных факторов: 1) спроса на высокооктановые бензины со стороны транспорта; 2) ввода мощностей по производству высокооктановых компонентов (каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации); 3) конкуренции на рынке добавок к топливу. Учитывая то, что в компонентном составе европейского бензина присутствует около 6% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение, выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию между ее составляющими, что имеет практическую ценность. Таким показателем в Европе принято называть коэффициент фактор, который равен соотношению цены МТВЕ разделенной на цену бензина 10 ppm. Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних месяцев варьировался от 1.16 до 1.20. (см. таблицу 7). Данный коэффициент используют нефтяные компании производители бензинов и нефтехимические компании производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts. В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента фактора между ценой ЕТВЕ и бензина 10 ppm., учитывая это компания «Турал-110» ввела такую практику именно для европейского рынка. В блоге «Оксигенатные добавки к бензинам» www.newschemistry.ru публикуются указанные коэффициенты. Расчеты показывают, что предлагаемый, коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин 10 ppm, на протяжении последнего времени варьировался от 1.37 – до 1.49 (см. табл. 7). Коэффициент фактор для других стран мира может изменяться, потому что цена топливного этанола в разных странах мира разная (см. табл. 3). Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Роттердам ($mt) Коэффициенты факторы за январь – июль 2011 г. Таблица 7 № п.п. | Дата | 10 ppm | МТВЕ | Коэффициент фактор | ЕТВЕ | Коэффициент фактор | 1 | 27.01.11 | 825.0 | 956.0 | 1.16 | 1166.0 | 1.41 | 2 | 14.02.11 | 834.0 | 981.0 | 1.18 | 1181.0 | 1.42 | 3 | 22.03.11 | 983.0 | 1155.0 | 1.17 | 1350.0 | 1.37 | 4 | 28.04.11 | 1130.0 | 1353.0 | 1.20 | 1520.0 | 1.34 | 5 | 18.05.11 | 995.0 | 1110.0 | 1.12 | 1485.0 | 1.49 | 6 | 16.06.11 | 990.0 | 1168.0 | 1.18 | 1478.0 | 1.49 | 7 | 15.07.11 | 1054.0 | 1267.0 | 1.20 | 1567.0 | 1.48 | Источники: Platts, собственные расчеты. Цена на ЕТВЕ в Европе была довольно высокая, в апреле составила около - 1520 дол. за тонну, в июле – 1567 дол. за тонну. Согласно информации обзора ICIS, в мониторингах по МТВЕ, обозначено, что при формировании цены на ЕТВЕ за последний месяц, премия к МТВЕ составляет 290-310 $/тн. На цену ЕТВЕ влияют следующие факторы: 1) высокая цена этанола в Европе в средине июля 2011 года (Т2 цена после оплаты налогов), которая составляла около 1138.0 долларов за тонну, и цена нефти – 118 дол. за баррель. Цена нефти и большой спрос на каучуки в мире, существенно влияют на цену фракций, содержащих изобутилен. Например, цена фракции бутилен-бутадиеновой (содержание изобутилен около – 30%) в России в июле 2011 г. составляла около – 1190 дол. за тонну. 2) увеличение потребление ЕТВЕ для производства бензинов, что вытекает с требований Директивы 2009/28/ЕС. Сегодня без кислородсодержащих эфиров произвести качественный бензин в Европе, да и в мире, просто не возможно. По этому, динамично развивающийся европейский рынок добавок к бензину, в том числе этанола, имеет хорошие шансы на длительную перспективу. Евгений Пущик – инженер, Вагиф Мирзоев – кандидат химических наук www.newchemistry.ru |