Большинство повышающих эффективность присадок, содержащихся в смазочных маслах, также используются в составе смазок и должны выбираться в соответствии с требованиями их применения. На рис. 2 показаны некоторые общие требования к присадкам в соответствии с их применением. Состав большинства смазок основан на базовых компонентах минеральных масел Группы I и II по классификации API – Американского института нефти, которые подходят для большинства видов применений. Однако в некоторых случаях лучше употреблять масла на синтетической основе. Такие применения предусматривают высокие или низкие рабочие температуры, широкий температурный диапазон окружающей среды или длительные режимы смазки. Таблица 1. Присадки | Подшипник сколь-жения | Шарико-подшипники | Упорные подшип-ники | Роликовые подшип-ники | Игольча-тые подшип-ники | Антиоксиданты | + | + | + | + | + | Антипенная присадка | + | + | + | + | + | Противоизносная присадка | | + | + | + | + | Противозадирная присадка | | | - | - | | Деэмульгаторы | + | + | + | + | - | Усилители индекса вязкости | - | - | - | - | + | Ингибиторы коррозии | + | + | + | + | + | + требуется, - зависит от применения
Плотность консистентной смазки и тип загустителя Перейдем к следующему шагу. Плотность консистентной смазки определяется концентрацией загустителя, типом загустителя и вязкостью базового масла. Хотя концентрация базового масла влияет на плотность, важно отметить, что смазка может обладать высокой плотностью и низкой вязкостью базового масла и наоборот. Институт NGLI разработал шкалу для измерения плотности консистентной смазки от 0 (полужидкая смазка) до 6 (твердая смазка). Самой распространенной степенью шкалы NGLI является вторая степень, которая рекомендована для большинства применений. В целях определения оптимальной плотности или степени NGLI для данного применения подшипников используются фактор скорости вращения и рабочая температура. Это может показаться парадоксальным, но высокие факторы скорости вращения требуют повышенной плотности смазки. В Таблице 2 представлены общие принципы выбора степени NGLI на основе фактора скорости вращения и рабочей температуры. Таблица 2. Рабочая температура | DN (Фактор скорости вращения) | NLGI No.* | От -35 до 37,78°C | 0 - 75,000 75,00 - 150,000 150,000 - 300,000 | 1 2 2 | От 0 до 65°C | 0 - 75,000 75,00 - 150,000 150,000 - 300,000 | 2 2 3 | От 65 до 135°C | 0 - 75,000 75,00 - 150,000 150,000 - 300,000 | 2 3 3 |
*Также зависит от других факторов, включая тип подшипника, тип загустителя, вязкости базового масла, типа базового масла
Сейчас применяются многие типы загустителей смазки, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Самыми распространенными из них являются простое литиевое мыло, литий комплексы, полимочевина. Простое литиевое мыло часто применяется в дешевых смазках общего назначения и действует достаточно эффективно в большинстве категорий производительности при средних температурах. Комплексные смазки, такие как литиевый комплекс, обеспечивают повышенную эффективность, особенно при высоких рабочих температурах. Средний верхний температурный предел при высокой рабочей температуре может для простой литиевой смазки составлять 120°C, а верхний температурный предел для комплексной литиевой смазки может составлять 180С. Еще одним типом загустителя, приобретающим все большую популярность, является полимочевина. Как и литиевый комплекс, полимочевина обладает высокой эффективностью при повышенных температурах, а также высокой устойчивостью к окислению и сопротивляемостью пробиванию пигмента. Тип загустителя выбирается на основе эксплуатационных требований, а также совместимости при смене типов продукции.
Эксплуатационные свойства После определения соответствующих параметров вязкости базового масла, требований к присадкам и плотности остается еще один критерий – эксплуатационные свойства. Здесь вступают в силу показатели качества смазки. Эксплуатационные свойства смазки включают многие свойства, учитывающиеся для смазочных масел, а также другие параметры, присущие только смазкам. Свойства, присущие только смазкам, включают точку каплепадения, механическую устойчивость, вымывание смазки, характеристики пробивания, прокачиваемость. Основные эксплуатационные свойства зависят от способа применения. Если эксплуатация производится при постоянной комнатной температуре, такие свойства как каплепадение и верхние температурные пределы не имеют большого значения. Если эксплуатация производится при больших нагрузках и низких скоростях, необходимо учитывать испытания нагрузки, такие как четырехшариковый тест или тест Timken OK load. Следует помнить, что смазки, например масла, обладают точным балансом свойств. Продукт может превосходить по качеству в одной категории и никуда не годиться в другой. Поэтому очень важно тщательно оценить значимость свойства для предполагаемого применения и выбрать оптимальный результат. Иногда при загущении смазочных материалов можно перестараться. С течением времени это может привести к изменению спецификаций смазочных материалов. Следует составлять типовые спецификации, включая эксплуатационные свойства, для каждой смазываемой единицы. При наличии таких типовых технических требований (спецификаций) можно легко выбрать нужный продукт, независимо от марки, которую вы предпочитаете. Необходимо также периодически пересматривать эти требования, чтобы предотвратить изменения спецификаций. Если совершенствование программы смазки может оказаться трудной задачей, то составление технических требований к смазочным средствам не требует больших усилий. Вооружившись знаниями и несколькими доступными инструментами, можно не беспокоиться о том, что вы используете неправильный тип смазки. Подготовлено по материалам: http://www.machinerylubrication.com
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |