Литой асфальтобетон типа IV укладывается на выравнивающий слой. Смесь из котла через раздаточный люк выдается в специальные тележки на резиновом ходу с шандорным люком, с последующей выдачей смеси на место укладки. Разравнивание осуществляется специальными скребками, с последующей затиркой песком и проливкой полимербитумом во всех швах и местах соприкосновения с конструкциями. Особое внимание необходимо обращать на выдержку толщины слоев мостового полотна в зоне деформационных швов. На расстоянии 3 м в обе стороны от оси шва должна быть соблюдена ровность поверхности (под рейку) мостового полотна, как вдоль, так и поперек оси моста в уровне верхней отметки шва. Перед началом работ необходимо подготовить предварительные пробы из полимербитума, по которым в дальнейшем выполняют требуемые тесты. На объекте необходимо проверять каждую партию битума на пенетрацию, как для нормального, так и для модифицированного. Техническое решение было реализовано при сооружении первой очереди мостового перехода через р. Волга у с. Пристанное. Длина наибольшего мостового сооружения составила 2339 м с температурными перемещениями пролетных строений над опорами до 70 см. Необходимо было учесть рекордное в Саратовской области количество переходов через температурный ноль – около 60, а также диапазон температур последнего десятилетия от – 40 до 40 С. Расчетная интенсивность первой очереди 14 тыс. автомобилей в сутки. Технологические работы выполнялись специалистами финской фирмы с российскими дублерами, которые в дальнейшем работы по укладке литого асфальтобетона выполняли самостоятельно. По результатам четырех- и пятилетней эксплуатации конструкции дорожной одежды мостовых объектов через р. Волга у с. Пристанное получены следующие результаты: отсутствие трещин, выкрашиваний, вспучиваний, хорошие условия стока воды, структура материала препятствуют возникновению гололеда за счет упругости материала и механического разрушения пленки гололеда при проезде транспортного средства, подтверждена высокая водонепроницаемость материала и конструкции, стабильность коэффициента сцепления, отсутствие трещин в стыках сопряжений с другими конструкционными элементами, уменьшение шумообразования относительно аналогичных конструкций и устройств шероховатой поверхностной обработки, хорошая адгезия с материалами дорожной разметки, отсутствие каких либо проявлений возможного пережога битума при указанных температурах приготовления, высокая личная оценка участников дорожного движения при проезде по мостовому переходу. Важнейшим достоинством указанной конструкции является применение в качестве гидроизоляции полимербитумной мастики. Применение конструкции дорожной одежды мостового полотна на основе литого асфальтобетона регламентировано Рекомендациями по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью (Росавтодор 5.01.2004). C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Стандарт предприятия (СТП) «Устройство конструкции дорожной одежды на объектах мостового перехода через р. Волга у с. Пристанное Саратовской области»// - М.: ФГУП СоюздорНИИ. 2000 г. 2. Практическое руководство по устройству мостового полотна (одежды) с использованием полимер-битумных вяжущих на объектах мостового перехода черех р. Волга у с. Пристанное Саратовской области// - Саратов: Поволжский научный центр Академии Транспорта РФ. 2000 г. 3. Устройство конструкций дорожной одежды мостового полотна с использованием литого асфальтобетона на основе полимер-битумных вяжущих// - Проект отраслевых методических рекомендаций. Саратов, РОСДОРТЕХ. 2003 г. 4. Рекомендациями по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью (Росавтодор 5.01.2004). Зам.начальника отдела Минтранса Саратовской области, к.т.н. В.Н.Макаров, академик Академии транспорта О.Н.Распоров, директор ФГУП СНПЦ «Росдортех», к.т.н. С.Н.Жилин, зам.директора «Росдортех», д.т.н. А.В.Кочетков www.newchemistry.ru |