Для того, чтобы стабилизировать температуру внутри автомобиля во время движения автомобиля во многих моделях используют системы кондиционирования; тем не менее, обеспечение мощности, достаточной для охлаждения, требует немалых энергозатрат. Можно сэкономить энергию, и значительно повысить комфорт в пассажирском салоне автомобиля за счет использования новых текстильных композитов, которые обладают уникальными терморегулирующими свойствами. Такие терморегулирующие свойства обеспечиваются применением материала с обратимыми фазами (РСМ), являющегося высокопроизводительным инструментом сохранения тепловой энергии. Материал с обратимыми фазами (PCM) Материал с обратимыми фазами (РСМ) обладает способностью менять свое физическое состояние в рамках определенного температурного диапазона. Когда в процессе нагревания достигается температура плавления, происходит фазовый переход из твердого в жидкое состояние. В ходе процесса плавления РСМ поглощает и сохраняет большое количество скрытой теплоты фазового перехода. Температура РСМ и окружающих его объектов остается почти постоянной на протяжении всего процесса. В ходе обратного процесса охлаждения скрытая теплота, которая сохраняется в РСМ, высвобождается в окружающую среду в пределах определенного температурного диапазона, и происходит обратный фазовый переход из жидкого состояния в твердое. В ходе такого процесса кристаллизации температура РСМ и окружающих его предметов остается постоянной. После того, как фазовый переход, завершится, продолжающийся процесс нагревания /охлаждения приводит к дальнейшему повышению /понижению температуры. Способность к такому поглощению или высвобождению большого количества скрытой теплоты без изменения температуры делает РСМ привлекательным для использовании в качестве подходящего средства хранения теплоты. Для того, чтобы сопоставить количество скрытой теплоты, поглощаемой РСМ в течение реального фазового перехода, с соответствующим количеством физической теплоты, которая обычно поглощается в ходе стандартного процесса нагревания, будет использоваться для сравнения процесс фазового перехода льда в воду. При расплавлении льда происходит поглощение примерно 335 дж. на г. скрытой теплоты. При последующем нагревании воды она поглощает только 4 дж. на г. физической теплоты, в то время как ее температура повышается на один градус Цельсия. Таким образом, воду необходимо нагревать с примерно 1 °C до примерно 84° C для того, чтобы обеспечить поглощение того же количества тепла, которое поглощается в ходе процесса плавления льда. Помимо льда (воды) известно более 500 натуральных и синтетических РСМ, таких как парафины и гидраты солей. Эти материалы отличаются друг от друга диапазонами температур фазового перехода и прочими параметрами сохранения скрытой теплоты. Подходящие места для применения компонентов из РСМ в пассажирском салоне автомобиля Для того, чтобы определить, где РСМ будут размещаться в пассажирском салоне автомобиля для осуществления теплового контроля внутри автомобиля, было проведено предварительное исследование развития температурного режима в различных местах пассажирского салона. В результате для применения РСМ были выбраны следующие места: • Потолок салона • Приборная панель • Сидения.
|