К недостаткам следует отнести: 1) повышенную фибриллизацию волокон, которая удаляется в основном формальдегидными агентами, что не всегда соответствует санитарно-гигиеническим нормам, с другой стороны, снижение фибриллизации механическим путем или с помощью энзимной обработки повышает себестоимость волокон; 2) дороговизну лицензий; 3) высокую стоимость готового волокна. Рынок лиоцелла.Промышленный выпуск нового волокна типа лиоцелл был начат одновременно в Англии, Австрии и США в 1992 г. Уже к 1993 г. общий объем продаж увеличился до 170 тыс. тонн в год. Затраты на разработку промышленных установок ММО-процесса со стороны держателей основных патентов - компаний Acordis и Lenzing -составили около 100 млн. USD на каждый патент и почти 20 лет исследований. В 1996 г. в Англии были введены в действие три дополнительных установки для ММО-процесса мощностью по 50 тыс. тонн в год каждая. В том же году в Австрии начато строительство установки с производством 40 тыс. тонн в год. Вслед за крупнейшими поставщиками лиоцелла - держателями основных патентов - в его производство активно включились компании из Юго-Восточной Азии: FCFC (Тайвань), Hanil Synthetic Fibre Co.(Корея), и Birla Group(Индия). В 1995 г. компания Central Textiles построила первую установку в Гонконге. Лиоцелл на рынке обычно в 2-2,5 раза дороже чистого вискозного волокна. Эти данные получены на основе анализа готовых окрашенных тканей. Ценовая тенденция сохраняется при различных типах окраски. Цена на готовое волокно явно завышена, как минимум в 1,5 раза. Скорее всего, имеет место ценовой сговор. Не случайно компания, производящая лиоцелл в Америке, объявила в 1998 г. об удвоении совокупного дохода в течение двух лет. Подобный рост на стабильном текстильном рынке практически невозможен без игры с ценами. Тем более, что сам по себе метод производства на порядок дешевле, чем вискозный. За 10 лет выпуска лиоцелла затраты на разработку, выпуск и освоение оборудования и технологий полностью окупились. Теперь основные производители получают сверхприбыли на защищенных от конкуренции внутренних рынках. В ближайшее десятилетие (при условии вмешательства антимонопольных органов) можно ожидать существенного снижения цен. Особые потребительские свойства волокна нашли применение в производстве женского белья класса «люкс», смесовых тканей (добавка в них до 15% лиоцелла заметно улучшает качество) - в частности, джинсы с добавкой нового волокна пользуются большой популярностью - и при производстве тканей для небольших серий авторской одежды прет-а-порте. Материалы на основе лиоцелла всеми производителями позиционируются как экологически чистые. Часто это обстоятельство используется для того, чтобы оправдать высокие цены. В будущем волокно типа лиоцелл вытеснит вискозное волокно из производства белья, рубашек и штапеля. По нашей оценке, в год в мире продается 500-700 тыс. тонн гидратцеллюлозного волокна при незначительном дефиците сырья в Европе и Америке (из-за запретов на ввоз дешевого азиатского сырья). В Российской Федерации, насколько нам известно, волокно лиоцелл не продается и не производится в промышленном масштабе, несмотря на существование оригинальных российских патентов на его производство. Попытки немецкой компании продать в 2000 г. компании «Тверь-химволокно» технологию производства лиоцелла, судя по его отсутствию на рынке, не принесли результатов. Рекомендации для потенциального инвестора. Если бы крупная торгово-промышленная компания - назовем ее, к примеру, торговым домом холдинга «Российский», задумала «вписаться» в тему лиоцелла, ее руководству можно дать следующие рекомендации. 1. Возможный сегмент рынка. Основные потребители лиоцелла - производители белья, чулочно-носочных изделий и смесовых тканей высшей ценовой категории, т.е. высококачественных, удобных, прочных и износоустойчивых изделий, покупатель которых готов к высокой цене. В России - это очень небольшой сегмент рынка текстильных изделий (не более 3-7% от общего числа потребителей). 2. Источники сырьевого волокна. Самостоятельное производство лиоцелла в РФ по российским патентам сопряжено с неоправданными коммерческими и технологическими затратами. Подобный подход может рассматриваться при условии привлечения больших венчурных фондов. Стоимость ввоза лиоцелла из Европы в РФ не будет иметь коммерческого смысла еще около 7-10 лет. Цена одной тонны со всеми налоговыми отчислениями будет по минимуму в 1,5 раза выше стоимости одной тонны хлопка для крупной партии и в 2-2,5 раза - для небольших партий. Соответственно, цена за тонну лиоцелла на западном рынке составляет 3600-4500 USD. В настоящее время оптимальными поставщиками лиоцелла для российского рынка могут стать азиатские производители. |