При современном уровне криогенной техники трубопроводный транспорт жидкого водорода дорог и вряд ли сможет конкурировать с транспортом газообразного водорода. Потери водорода на испарение при хранении и транспортировании водорода в криогенных емкостях составляют 0,3...1,0% в сутки [1]. Возможны следующие системы хранения водорода: • газообразного под давлением; • в жидком состоянии; • в интерметаллических соединениях; • в химических соединениях; • комбинированные системы. В настоящее время наиболее распространены стационарные газобаллонные системы хранения газообразного водорода под давлением. Их достоинством является простота конструкции, однако их большой удельный вес ограничивает использование на транспорте. В США распространены такие системы хранения в виде подземных газохранилищ, представляющим, главным образом, технологическую выработку газа или нефти. Хранение водорода в виде газа требует повышения его давления до высоких значений (30 МПа), что вызывает необходимость повышенных мер безопасности. К следующей системе хранения водорода – в жидком состоянии, выдвигаются специфические требования: применение высокоэффективной теплоизоляции или термостатирование данного объема. Такое хранение представляет лучший вариант в отношении снижения массы топлива и повышения плотности энергии (в настоящее время запас хода автомобилей на одну заправку бака составляет около 300 км). Очень низкая температура хранения (–253°С) требует высокой степени теплоизоляции бака [1]. Во время работы двигателя электрический испаритель поддерживает в баке требуемое давление. Остаточная теплота заставляет водород выходить наружу через предохранительный клапан, что приводит к его ежедневным потерям (около 2%) при неработающем двигателе. Основными параметрами оценки системы являются потери на испарение mб и коэффициент относительных потерь η [12]: mб = Qб /rН2 , кг/ч; (1) η = (mо – mк) mо; (2) где: Qб – тепловой поток, проникающий в сосуд для хранения (банку); rН2 – теплота парообразования водорода; mо – масса водорода в начале хранения; mк – масса водорода в конце хранения. Существуют сосуды емкостью до 5000 м3 с потерями на испарение водорода от 0,02 до 0,3% в сутки [2]. Суть следующего способа хранения водорода (в интерметаллических соединениях) заключается в следующем. В емкости, предназначенные для хранения, помещают специально подобранные сплавы некоторых металлов, которые обладают свойством при определенных условиях (давлениях и температурах) подобно губке поглощать водород, превращаясь при этом в гидрид. При изменении параметров (повышении температуры или давления) гидрид вновь распадается, высвобождая водород. Основными показателями, определяющими конкурентоспособность такого способа по сравнению с другими являются: • отношение полезного веса водорода к весу устройства; • обратимость процесса и отсутствие технических трудностей при отборе водорода и зарядке «водородного аккумулятора»; • возможность многократного использования; • возможность придания контейнеру, содержащему связанный водород, произвольной формы, вписывающейся в габариты основной конструкции; • безопасность работы с «водородным аккумулятором»; • экономичность способа. Следующий способ предполагает хранения водорода в связанном состоянии в таких химических соединениях как СН4, С2Н6 и др. [3]. Примером комбинированной системы хранения водорода является хранение водорода в жидком виде с поглощением испарившейся части водорода гидридным патроном. Перспективным направлением для решения проблем транспортировки и хранения Н2 является метод, основанный на применении энергоаккумулирующих веществ (ЭАВ) [4]. ЭАВ называются многократно восстановляемые вещества, при определенных условиях отдающие аккумулированную в них энергию. Многократное восстановление ЭАВ производится за счет использования солнечной, атомной энергии, электричества или сжигания природных топлив, включая низкокалорийные угли. В качестве ЭАВ могут рассматриваться Si, Al, B, Mg и др., а также некоторые сплавы. Выделение водорода производится термическим или другим путем со скоростью, необходимой для потребления без предварительного накопления свободного водорода. Содержание Al в земной коре составляет 7,45%, Si – 26%, Mg – 2,1%. В то же время чистый Si очень труднодоступен, а Al всегда покрыт трудноудалимой окисной пленкой. Еще в 80-е годы в ЛПИ проводились исследования влияния различных факторов на скорость реакции Mg + 2H2O = Mg (OH)2 + H2 (3) и попытка регулирования выхода водорода. Данные исследования были предназначены для создания реактора по получению водорода с целью его дальнейшего использования в качестве топлива для автомобильного двигателя. В общем случае на скорость реакции ЭАВ влияют величина контактной поверхности реагентов, химический состав, скорость диффузии продуктов реакции и реагентов через поверхностный слой. В связи с этим возможны следующие методы увеличения скорости реакции с водой: активация путем снятия поверхностной пленки, интенсификация реакции за счет увеличения контактной поверхности, ускорение реакции за счет подбора химического состава сплава, активизация реакции путем создания определенных дефектов в его структуре. Затраты на магистральный транспорт водорода на большие расстояния при той же передаваемой мощности в 3…5 раз меньше, чем затраты на транспорт электроэнергии. Однако вопрос о целесообразности применения такого транспорта энергии можно решить только анализируя всю совокупность затрат от первичного производства водорода до производства электроэнергии на приемном конце магистрали. Литература 1. Автомобильный справочник Bosch/ Пер. с англ. – М.: За рулем, 2000. – 896 с. 2. Теплоэнергетика. 1980. № 3. 3. Атомная техника за рубежом. 1976. № 12. 4. Энергия. 1994. № 2. П.В. Дружинин, В.А. Мельников, ВИТУ, Санкт-Петербург, С.Н. Журавлев, ЦОПУ КС МО РФ, Москва, А.А. Дегтярев, 104 УНР, Санкт-Петербург C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка горюче-смазочных материалов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: «Рынок автомобильных бензинов в России» «Рынок нефтяных битумов в России». «Рынок дизельных топлив в России» «Рынок смазочных масел в России». |