В связи с развитием автомобилестроения остро стоит вопрос о разработке рецептуры жидкой уплотнительной прокладки, работающей в широком интервале температур и стойкой к действию моторных масел, охлаждающих жидкостей и топливу. Данная проблема может быть разрешена путем использования для создания композиционных материалов жидких фторсилоксановых каучуков. Однако, фторсилоксановые каучуки очень дороги и в настоящее время выпускаются в России только на опытном производстве ФГУП НИИСК. Поэтому мы при решении задачи получения дешевых маслобензостойких композиционных материалов исходили из того, что введение определенного наполнителя в полимер должно приводить к уменьшению доли сорбционно-активных компонентов в полимере. Причем сам наполнитель не должен быть сорбционно активным по отношению к агрессивной среде. Кроме того, увеличение плотности сшивки вулканизационной сетки также должно положительно сказаться на свойствах полученных композиционных материалов. Научно-технологическим центром ОАО “КЗСК” разработан маслобензостойкий герметик, представляющий собой пастообразную композицию серого цвета, способную вулканизоваться при комнатной температуре в контакте с влагой воздуха. Герметик является однокомпонентным и предназначен для использования в качестве прокладки масляного картера, поддона на блоке двигателя, картера привода механизма сцепления, крышки вала, крышки головки блока цилиндров, прокладки на водяном и бензонасосах, для устранения течи воды, антифриза, бензина а также для склеивания стекла, оргстекла, дерева, бетона, фарфора, герметизации резьбовых соединений, крепления плитки к панелям. В табл. 1 представлены физико-механические показатели автогерметика-прокладки маслобензостойкого. Как видно из табличных данных, автогерметик-прокладка обладает хорошей прочностью при растяжении в момент разрыва и при отрыве, т.е. герметик имеет высокую когезионную прочность (прочность самого материала-прокладки); адгезионная же прочность значительно ниже, что позволяет при эксплуатации жидкой прокладки облегчить разборку двигателя и сохранить прокладку на одной из сопрягаемых поверхностей. Разработанный герметик обладает хорошей термостабильностью и работоспособен до 300 °С. В результате исследования маслобензостойких свойств разработанного герметика установлено, что изменение массы образцов при экспозиции их в течение 120 ч в смеси изооктан : толуол (7 : 3) составляет от 32 до 48 %, а в масле марки М8В1 – от 0 до 4 %. Таблица 1. Физико-механические показатели автогерметика-прокладки маслобензостойкого Показатели | Свойства | Удельный вес при 25 ºС, г/см3 | 1,56 | Жизнеспособность после выдавливания из тубы, мин.а) по пленкеб) по полной вулканизации в объеме |
5 – 1060 – 70 | Прочность в момент разрыва, МПа | 2,2 – 3,5 | Относительное удлинение в момент разрыва, % | 90 – 120 | Прочность связи герметика с металлом при отслаивании, кН/м | 1,4 – 1,9 | Твердость по Шору А, усл.ед. | 53 - 67 |
Также было изучено поведение вулканизатов герметика в гидравлическом, трансмиссионных маслах, в тосоле, в дизельном топливе и бензине А-76. Оценка стойкости вулканизатов герметика проводилась по изменению его физико-механических показателей. Полученные результаты приведены в табл. 2. Из данных табл. 2 видно, что свойства вулканизатов разработанного герметика практически не изменяются после выдержки их в течение 10 суток в моторном масле и в охлаждающей жидкости при температуре (23 ± 2)ºС.
В соответствии со шкалой оценки устойчивости к агрессивным средам в зависимости от степени изменения физико-механических свойств вулканизатов данный герметик можно характеризовать как обладающий хорошей стойкостью к агрессивным средам. Производство автогерметика-прокладки маслобензостойкого освоено на ОАО “Казанский завод СК” и имеет ТУ 2513-045-05766764-01. Таблица 2. Стойкость вулканизатов автогерметика-прокладки маслобензостойкого к действию агрессивных сред Среда, условия испытания | Исходные данные | 1 сутки | 3 суток | 10 суток | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | 1.Масло М8В1, (105±5)ºС | 2,38 | 115 | 62 | - | 2,3 | 110 | 62 | -3,9 | 2,1 | 112 | 60 | -5,1 | 2,1 | 110 | 64 | -5,4 | 2.Гидравлическое масло (105±5)ºС | 2,38 | 115 | 62 | - | - | - | - | -2,4 | - | - | - | -3,0 | - | - | - | -5,0 | 3. Трансмиссионное масло (105±5)ºС | 2,38 | 115 | 62 | - | - | - | - | -3,3 | - | - | - | -4,6 | - | - | - | -10 | 4.Дизельное топливо(23±2)ºС | 2,51 | 107 | 61 | - | - | - | - | 16 | - | - | - | 16 | - | - | - | 16,1 | 5.Тосол : вода = 1 : 1,(105±5)ºС | 2,7 | 117 | 65 | - | 2,6 | 120 | 63 | 0,5 | 2,5 | 100 | 61 | 0,5 | 2,6 | 93 | 62 | 0,3 | 6.Бензин А-76 (23±2)ºС | 2,44 | 110 | 65 | - | 2,35 | 100 | 64 | 44,2 | 2,4 | 100 | 63 | 45 | 2,2 | 96 | 61 | 45,9 |
А – прочность в момент разрыва, МПа Б – относительное удлинение в момент разрыва, % В – Твердость по Шору А, усл.ед. Г - изменение массы образца при действии агрессивной среды, %
В.А. Бабурина, Н.В. Королева, Л.З. Закирова, Е.П. Лебедев, ОАО “КЗСК” г. Казань www.kzck.ru
|