Мы рождены, чтоб шутку сделать былью... Хорошо известная шутка о том, как хорошо иметь свой свечной заводик – совсем не шутка, если посмотреть с позиций современного бизнеса. Мало того, что это вполне доходная сфера нефтехимического бизнеса (поскольку свечи делаются из парафина, а парафин - продукт нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства), в принципе, свечное производство в своем изначальном виде является весьма и весьма наукоемким производством, то есть вполне подходит под весьма актуальные сейчас параметры венчурных фондов. Если серьезно отнестись с вышесказанному, то не вызывает никакого удивления, что самый крупный в нашей стране завод по выпуску свечей находится в Татарии. Дело в том, что в позапрошлом веке московские фабриканты братья Крестовниковы, выбирая место для строительства собственного свечного завода, посчитали полезным для своего будущего бизнеса наличие в Казани университета с всемирно известной плеядой ученых-химиков. Да, как бы ни казалось сейчас странным, а 150 лет назад крупный свечной завод вполне серьезно относили к серьезному химическому производству, даже можно сказать, к наукоемкому, по тем временам, конечно, производству. Вообще говоря, технология свечного производства не претерпела радикальных изменений за прошедшие 100 лет, а бывший завод братьев Крестовниковых и сейчас может производить более 700 тонн свечей в месяц.
Ежегодно в России производится до 20 тыс. тонн свечей. И между прочим, рыночный спрос подтверждает, что выпуск свечей может быть увеличен. Любой опытный менеджер по продажам быстро поймет, что срок годности свечей практически не ограничен (если, конечно, не хранить их в слишком теплом помещении), а сами свечи относятся к числу товаров с высокой степенью ликвидности, которые к тому же довольно хорошо реализуются за наличные. Просто нужно знать, где продавать. Можно, например, проанализировать деятельность РАО ЕС, или МЧС, или, по крайней мере, поинтересоваться техническим состоянием местных электросетей. Есть и другое направление сбыта - дизайн помещений (речь идет и не только и не столько о квартирах, сколько о ресторанах и других заведениях, стремящихся привлечь публику оригинальной обстановкой) и бизнес в сфере подарочной и сувенирной продукции. Весьма популярны сейчас, в особенности среди романтически настроенных и при этом финансово благополучной публики, всевозможные резные и фигурные свечи, изготовленные из высококачественного парафина с использованием специальных красителей и ароматизирующих добавок или свечи из вспененного парафина. Как ни странно, свечи могут выступать и в качестве весьма привлекательного объекта экспорта. Имеется информация, что с 19 века и до настоящего времени российские свечи высоко ценятся в Англии. Основным сырьем для производства свечей служит продукция нефтеперерабатывающих заводов - смесь нефтяных парафинов со стеариновой кислотой и церезином. Объем российского рынка парафинов и восковых составов оценивается на уровне около 60 тыс. тонн. На производство свечей идет около 30% нефтяных парафинов. Практически вся сырьевая база для производства свечей - отечественная. Себестоимость свечей на 95% определяется стоимостью парафина. Так что практически каждый нефтеперерабатывающий или нефтехимический завод в принципе мог бы иметь свой свечной заводик. Правда, может вызвать огорчение тот факт, что придется побеспокоиться об упаковке свечей, которая может оказаться дороже, чем сами свечи. Но творческий подход и поиск скрытых возможностей наших химических предприятий, наверняка, позволит минимизировать эти затраты. Теперь о наукоемкости и венчурном потенциале. Как и 150 лет назад, над усовершенствованием свечей постоянно работают высококвалифицированные ученые-химики. Основная задача исследований - добиться, чтобы свечи горели еще дольше, не коптили, приятно пахли. Фронтальный механизм горения свечи, между прочим, описывается весьма сложным математическим аппаратом, а сам процесс, с научной точки зрения, аналогичен фронтальным процессам, которые протекают, например, в некоторых объектах, обеспечивающих обороноспособность нашей страны. Кроме того, цепной характер процесса горения вполне вписывается в теорию цепных реакций, за которую знаменитый советский ученый, академик Н.Н.Семенов получил Нобелевскую премию. Постоянная работа идет и над рецептурами новых хозяйственных свечей, и над рецептурами декоративных свечей. И, наконец, о самом приятном - о доходах. Предприятия, работающие в сфере промышленности в том смысле, как мы это обычно понимаем, почти никогда не могут точно указать финансово-экономические показатели производства свечей. А вот другой сегмент производителей свечей, который обычно остается за пределами маркетинговых исследований - заводы по производству церковных свечей, более откровенны в своей отчетности. Свечное производство, между прочим, является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности церкви наряду с движимым и недвижимым имуществом и платами за требы. Согласно официальной отчетности, в совокупном доходе епархий средней полосы России до 55% составляют доходы от продажи свечей, а сельскому храму торговля свечами приносит до 80% дохода. Прослеживающиеся данные позволяют оценить рентабельность продажи свечей 5000%. И это при том, что сам свечной завод обычно представляет собой небольшое помещение, в котором установлены электрические плиты, емкости для растопки парафина, станок для производства свечей, который представляет собой два вращающихся барабана, между которыми натянуты нити-фитили. Иногда плетением фитиля и подготовкой его производству занимается специальный работник, потому что правильно подобранный фитиль - это качественная свеча. Фитили сначала проходят через емкость с расплавленным парафином, потом через фильеры, регулирующие толщину свечи, и в конце - через систему охлаждения, то есть, попросту говоря, через ванну с водой. Получается парафиновый стержень, который специальным резаком нарезается на свечи нужной длины. Заняты на таком свечном заводе примерно человек десять. Казалось бы, все просто, а какие дивиденды! Может быть, и ваш бизнес гораздо привлекательнее и более доходен, чем вам кажется? Возможно, наступает время, когда успех в бизнесе будет достигаться не только благодаря интуиции, сочетающейся с точным расчетом, но и благодаря творческому подходу к делу, новому, нетрадиционному взгляду на привычные, казалось бы, вещи. Желаю Вам в Новом Году реализовать ваши творческие планы, в том числе и в бизнесе. Пусть полет фантазии, поддержанный финансовыми возможностями, при активном содействии службы навигации в лице маркетинга, доставит вас на планету Счастья и Процветания! Л.Р. Гусева, независимый эксперт |