Ведомости – Санкт-Петербург, 18 января 2008 Основная причина роста — увеличивающийся поток контейнеров, говорит гендиректор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. Их оборот растет быстрее грузооборота порта, отмечает эксперт. По данным администрации порта, количество TEU, обработанное петербургскими стивидорами в прошлом году, выросло на 17% до 1,7 млн. Петролеспорт, приобретенный в прошлом году группой «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), увеличил перевалку контейнеров на 17%, а остальные грузы выросли только на 6%, говорит пресс-секретарь «Н-Транса» Анна Вострухова. Она отмечает, что темпы роста контейнерооборота в петербургском порту несколько снизились — в 2006 г. он составил около 28%, но в абсолютных цифрах петербургские стивидоры стабильно увеличивают обработку контейнеров примерно на 300 000 TEU. Традиционный для Петролеспорта груз — лес постепенно уходит из порта. В 2007 г. его перевалка снизилась на 6% до 2,4 млн т. В прошлом году лесопромышленники были поставлены стивидорами в сложные условия. Ставки на перевалку в Петербурге выросли на 10-15%, жалуется один из областных лесопромышленников, попросивший об анонимности. Повышение ставок заставило экспортеров искать другие пути вывоза сырья из России, рассказывает исполнительный директор Ассоциации ЛПК Северо-Запада Денис Соколов. Они переориентировали потоки на небольшие порты Ленобласти, но этих мощностей недостаточно, добавляет он. Одновременно снижается экспорт черных и цветных металлов и металлолома — на 6%, 5% и 19% соответственно. Спрос на металлолом и черные металлы вырос в России, говорит Максим Худалов, аналитик «Метрополя». Только за 2007 г. в России были введены мощности по переработке 6 млн т металлолома, цены на черные металлы внутри страны доходят до $700 за 1 т, а в Европе — не выше $600 за 1 т. Специализирующиеся на перевалке металлов стивидоры «Морпорта Санкт-Петербург» увеличили грузооборот лишь на 1,3%, сообщил представитель компании. Рост перевалки удобрений происходит только за счет одного стивидора — Балтийского балкерного терминала (ББТ), говорит Тертерян. По данным портовой администрации, ББТ увеличил отгрузку в прошлом году на 33%. В ББТ отказались от комментариев. Если развитие порта пойдет такими же темпами, то через 2-3 года он исчерпает свои возможности, считает Тертерян. По его оценке, максимальная мощность, которой можно достичь на этой территории — 80-90 млн т. Грузооборот порта в Петербурге можно увеличить до 120 млн т в год, если оперативно вывозить грузы, полагает замдиректора НИПИ территориального развития Светлана Воронцова. В 2006 г. грузооборот порта снизился на 5,6%. www.phosagro.biz |