новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ «СИБУР»

Санкция «Газпрома» обязательна
Для начала стоит уточнить, почему «Газпром» не должен исключаться из списка ключевых бенефициаров этой реформы. Не только из-за своих прошлых заслуг. Именно на этом этапе возможности монополии в деле реформирования нефтехимии ой как востребованы. Во-первых, не стоит забывать о лоббистских ресурсах «Газпрома» (сейчас основным акционером «Сибура» является Газпромбанк, в котором «Газпрому» принадлежит чуть менее половины акций, еще 25% акций нефтехимического холдинга находятся в собственности газпромовского «Газфонда»). Соответственно, принципиальных проблем в открывании любых дверей и создании благоприятных условий для полноценного развития «Сибура» не будет. Во-вторых, именно благодаря «Газпрому» «Сибур» все еще располагает достаточными ресурсами пока еще экстремально дешевого и крайне эффективного углеводородного газового сырья. Это преимущество перед прочими фигурантами рынка со временем должно исчезнуть, но сейчас в случае правильного реформирования нефтехимии даст забитой отрасли необходимую ей фору перед другими, инвестиционно развитыми отраслями. В-третьих, наличие такого финансового мощного акционера, как «Газпром», поможет компании решать локальные проблемы и задачи, связанные с привлечением крупных средств.

Но вариантов использования мощи «Газпрома» в капитале «Сибура» в дальнейшем не так уж и много. По сути их всего два.
Наиболее прямолинейный вариант — это превращение «Сибура» в национальную нефтехимическую компанию вроде иранской NIPC или саудовской SABIC. Это принадлежащие государству отраслевые монополии, наделенные большими полномочиями по реализации государством же поставленных задач углубления переработки сырья, экспорта за рубеж продукции с большей добавленной стоимостью и увеличения доходов бюджетов. Однако при кажущейся легкости реализации и финансовой притягательности такой вариант развития требует выполнения ряда условий, которым «Сибур» не отвечает. Компания уже при Голдовском превратилась из подобия министерства в частную структуру, задача которой — приносить прибыль акционерам, а не удовлетворять государственные интересы. Но главное даже и не это. Укреплять позиции на мировых рынках у нефтехимического холдинга пока не получается. Если внутри страны контроль над сырьем и «прикрытие» государства позволяют в меру успешно подавлять конкурентов, то за пределами России для коммерческого успеха необходимы иные качества. Как показывает практика, лучший способ внедрения на мировые рынки — покупка местных производителей или создание совместных предприятий с глобальными игроками. По словам теперь уже бывшего главы «Сибура» Александра Дюкова, для этого у компании «нет ни необходимой информации, ни подготовленного к такой работе персонала». В общем, у нынешнего «Сибура» попросту нет компетенции, чтобы работать на профильных для себя мировых рынках (да и на внутреннем работать получается только за счет монопольного эффекта).

Поэтому, по нашему мнению, линия на создание российского аналога NIPC или SABIC в нынешних реалиях ущербна. Альтернативой ей может стать только ставка на привлечение компетенций в управление заводами холдинга. А сделать это цивилизованным образом иначе как распродавая активы по частям вряд ли возможно. Естественно, этот процесс вести и контролировать должен «Газпром», он должен стать и одним из выгодоприобретателей.

Созидательное разрушение
И в «Сибуре», и в «Газпроме» такую логику, доведенную до распродажи активов, всегда считали неправильной. Их можно понять. Эпопея с созданием компании затевалась десять лет назад не для того, чтобы разом избавиться от большей части бизнеса. Ведь такое решение будет означать признание, что проект интеграции десятков предприятий в гигантский нефтехимический холдинг был ошибкой. Вроде ничего страшного тут нет — история знает роспуск и более крупных компаний с куда более солидной историей. Однако в российском бизнес-сообществе, в котором еще довольно сильны настроения консолидации всего и вся, такое развитие событий будет восприниматься как сдача позиций. Естественно, для компании, претендующей на лидерство в отрасли, это совершенно недопустимо.

На наш взгляд, вполне можно придумать «мягкий» вариант поэтапной распродажи «Сибура», когда достигались бы цели всех фигурантов. В этом варианте «Сибур» становится не просто кучкой активов, выставленных на аукцион, а компанией — координатором реформы отрасли, что означает ее контроль над постепенным допуском к себе в капитал внешних инвесторов. В этом же направлении, похоже, двигаются те же SABIC и NIPC (первая быстрее, вторая медленнее), отдающие частным партнерам все больше и больше инициативы и активов ради развития бизнеса. «Министерские» методы управления не дают больших результатов, когда речь идет о глобальных рынках, где для полноценного развития необходимо сотрудничать и договариваться с западными компаниями. Неконтролируемая монополия всегда неэффективна и неповоротлива, а действенных методов госконтроля над «национальными компаниями» пока что не изобрели — выдержать оптимум очень трудно, и она быстро превращается в обычное безынициативное министерство.

С точки зрения практики «Сибур» как компания-координатор должна прежде всего заниматься поиском тех отраслевых инвесторов, и российских, и иностранных, которые в состоянии были бы «переварить» куски ее пока еще целого организма без ущерба для «Газпрома». Понятно, что с распродажей торопиться не стоит, хотя в некоторых случаях ситуация настолько запущена, что не терпит промедления. Скажем, шинный дивизион «Сибура», очевидно, будет прозябать до тех пор, пока не войдет в орбиту интересов чисто шинной корпорации. В России, кроме компании «Амтел-Фредештайн», других игроков шинного рынка, серьезно на что-то претендующих, нет. Впрочем, будущее этой компании тоже весьма туманно, так что, возможно, «спасителями» шинного бизнеса «Сибура» станут западные шинные гранды, если, конечно, сумеют с ним договориться. В любом случае, необходим именно профильный инвестор с нужным уровнем компетенции, готовый к партнерству с госмонополиями. Пока его нет, заводам «Сибура» лучше оставаться в составе холдинга, чем жить поодиночке.

Поэтому, как нам кажется, близкие к государству акционеры «Сибура» не должны позволять компании впадать в крайности и пытаться превратиться во второй Минхимпром, либо, наоборот, распродавать «лишние» активы и возвращаться к изначальному профилю чистого газопереработчика. Куда целесообразнее был бы поиск партнеров и постепенный переход миноритарных пакетов отдельных активов в руки тех, кто знает, что с ними делать. Может быть, целесообразнее станет создавать совместные предприятия. Собственно, в этом направлении «Сибур» уже начинает двигаться — для реализации проекта строительства завода ПВХ в Нижегородской области создано СП на паритетных началах с BASF и Solvay, что теоретически должно помочь экспорту продукции на внешние рынки. Это определенный прогресс, потому что в двух более ранних СП с участием «Сибура» говорить хоть о каком-то равноправии партнеров было затруднительно.

«Партнерская» модель развития «Сибура» позволит решить если не все, то большинство проблем и самого холдинга, и всей российской нефтехимии. Сотрудничество с другими компаниями откроет для них широкую дорогу на российский рынок и повысит уровень конкуренции на нем, а кроме того, позволит самому «Сибуру» увереннее чувствовать себя на глобальных рынках и легче привлекать инвестиции. Конечно, в первую очередь такого рода сотрудничество выгодно западным игрокам, однако оздоровление ситуации в российской нефтехимии на руку и частным российским компаниям, сейчас находящимся во втором эшелоне, но имеющим силы и желание войти в число лидеров отрасли.

Если «Сибур» пойдет по «рыночному пути», то у компании вместе с новыми партнерами появится и заинтересованность в развитии сырьевой базы (в том же софинансировании строительства газосборных сетей либо увеличении закупочных цен на попутный газ). Если сейчас потребности компании в сырье намного меньше объемов производства (см. график 2), то по мере инвестиционного развития перерабатывающих предприятий (если таковое все же произойдет) ситуация в корне изменится. Наконец, появление большего числа заинтересованных сторон неизбежно потребует повышения финансовой прозрачности компании, что немаловажно в свете планируемого уже который год IPO «Сибура».

Отметим, что в предложенной схеме работы «Сибура» как координатора собственной распродажи будут учтены и интересы «Газпрома». Очевидно, что в случае привлечения достаточно квалифицированных партнеров-поглотителей финансовый эффект от обладания большим количеством миноритарных пакетов в СП или долей от доходов в этих СП может кратно превысить нынешний финансовый эффект от обладания контрольным пакетом акций «Сибура».

Впрочем, все, что мы изложили выше, представляет собой своего рода оптимистичный вариант реструктуризации нефтегазохимического холдинга в будущем. Чтобы «Сибур» и «Газпром» забыли о более простом для них пути сырьевого паразитирования и принялись что-то делать для развития нефтехимии, возможно, потребуется не только внятная и жесткая антимонопольная политика, но и политическая воля.

 

 

www.phosagro.biz

1 | 2 | 3 | 4
Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

ПЭТФ 2008: отчет о конференции
ФОРУМ ПО ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ ПЭТФ 2008
ПОЛИЭТИЛЕН 2008: отчет о конференции
ПОЛИПРОПИЛЕН 2008: отчет о конференции
ФОСФОРНЫЕ, СЛОЖНЫЕ И КАЛИЙНЫЕ УДОБРЕНИЯ 2008: отчет о конференции
БЕНЗИНЫ 2008: отчет о конференции
ПОЛИМЕРНЫЕ ТРУБЫ 2008: отчет о конференции
КАБЕЛЬНЫЕ ПЛАСТИКАТЫ 2008: отчет о конференции
КАУСТИЧЕСКАЯ СОДА 2008: отчет о конференции
ПОЛИМЕРНЫЕ ПЛЁНКИ 2008: отчет о конференции
ПОЛИУРЕТАНЫ 2008: отчет о конференции
«ПОЛИМЕРНЫЕ ПЛЁНКИ 2008»
Особенности проведения исследований на рынках химической продукции
Совместный бизнес с АКПР
АКПР: Четыре схемы анализа B-2-B рынков
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved