Проблема транспортировки нефти и нефтепродуктов при освоении нефтяных месторождений является одной из основных, которая стоит перед собственниками месторождений. Транспортировка нефти вносит существенный вклад в себестоимость ее добычи. Во времена Советского Союза при освоении легендарных месторождений Западной Сибири над проблемой транспортировки нефти особенно не думали. Нефть была нужна любой ценой и поэтому разрабатывались только богатые нефтяные месторождения, для которых сразу строились стационарные трубопроводы. Сегодня частные компании, и не только малого и среднего бизнеса, позволить этого себе уже не могут: добыча нефти стала бизнесом, а бизнес – это постоянное стремление к экономии, поиску для этих целей нестандартных решений и получению в конечном результате максимальной прибыли. В современных условиях при постоянном росте цен на нефть на международном рынке уже не оставляют без внимания менее богатые месторождения, удаленные участки, добыча нефти на которых считалась экономически не целесообразной. Однако строительство стационарных трубопроводов для таких месторождений сделало бы такую добычу низко рентабельной, а, часто, и убыточной. Требовалось новое нестандартное решение и оно было найдено в применении сборно-разборных трубопроводов. Полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) появились еще в 30-е годы практически одновременно в СССР и США. Они нужны были армии, и долгие годы оставались прерогативой военных. Уже в 1960-е годы разработки Советского Союза в этой области вышли на мировой уровень, а с 1972 года, после принятие на вооружение Полевых магистральных трубопроводов повышенной производительности (ПМТП), международное лидерство наших конструкторов стало необратимым, и остается непревзойденным в мире до сего дня. Мобильные сборно-разборные трубопроводы (МСРТ) в гражданском строительстве появились относительно поздно, лишь в 1996 году. Первый опыт использования ПМТП (МСРТ) в нефтяной отрасли получил свою реализацию на временном трубопроводе «Талакан-Витим», республика Якутия. Технические возможности мобильных сборно-разборных трубопроводов позволяют при условном диаметре 150 мм и рабочем давлении 6,3 МПа позволяют перекачивать до одного миллиона тонн нефти (нефтепродуктов) в год. Принципиальная схема соединения «Раструб» по ГОСТ 20772, применяемое для соединения трубопроводов ПМТП, ПМТБ, МСРТ состроит из: 1- деталь Конус; 2- деталь Раструб; 3- кольцо запорное стальное; 4- прокладка микропористая резиновая; 5- кольцо резиновое уплотнительное; 6- тело трубы. Соединения трубопроводного оборудования «Раструб», состоящие из отличаются высочайшей надежностью, быстротой и простотой монтажа, а готовить трассу для сборно-разборного трубопровода практически не нужно. На практике трубы кладутся просто на бревна, и где даже специальная техника не пройдет – там пройдет сборно-разборный трубопровод. Причем прокладывать его можно не только зимой, но и летом. Скорость монтажа составляет несколько километров в сутки, а размер капиталовложений по сравнению со стационарным трубопроводом меньше в 3-10 раз (в зависимости от климатических условий). Отсутствие земляных работ облегчает не только экономику проекта, но и позволяет выполнять самые жесткие экологические требования. Ширина просеки для таких трубопроводов составляет всего 10 метров против пятидесяти для стационарных. Обнаружить протечку можно простым наблюдением с воздуха. Нефтяники хорошо помнят, как приходилось выискивать протечку подземных стационарных трубопроводов по пятнам нефти на поверхности земли. Соответственно, крупная авария на таком трубопроводе с тяжелыми последствиями для природы практически не возможна. Вирясов Дмитрий Васильевич www.trubamsrt.ru
Мнение эксперта (В.Г. Шарыкин, кандидат химических наук. эксперт): Добыча и транспортировка нефти с удаленных буровых при стандартном подходе строительства стационарных трубопроводов невозможна, тогда как на таких месторождениях бывают достаточно привлекательные запасы нефти для малого и среднего бизнеса. Но как взять нефть – сборно-разборные трубопроводы являются эффективным решением этой проблемы. Но на этом область применения таких трубопроводов не заканчивается: добыча и транспортировка воды в удаленных регионах, применение сборно-разборных трубопроводов при возникновении аварий на магистральных стационарных трубопроводах, применение сборно-разборных трубопроводов при работах по модернизации инфраструктуры больших производящих химических и нефтеперерабатывающих комбинатов и многое другое. Авторы: Шарыкин Валерий Гурьевич, Вирясов Дмитрий Васильевич |