Большинство пользователей понимают важность выбора подходящего смазочного материала для определенного применения. Когда дело касается смазочных масел для промышленного оборудования, определить, какие продукты соответствуют требованиям основного изготовителя оборудования (ОИО), нетрудно. Как правило, ОИО включает в свои технические характеристики (спецификации) смазочного масла вязкость при рабочей температуре или температуре окружающей среды, требования к присадкам, основной тип масла и даже особые параметры для различных условий окружающей среды. С другой стороны, спецификации смазок часто не содержат достаточной информации для правильного выбора, предоставляя составление технических характеристик на усмотрение инженера по смазке. Стандартная спецификация смазки основного изготовителя может предусматривать применение качественной консистентной смазки № 2 по классификации Национального института смазочных материалов (NLGI). Руководствуясь только этими данными, можно выбрать нужный тип консистенции и сгустителя. В аналогичной спецификации по применению масляной смазки может быть указано: «использовать качественное смазочное масло». Что это значит?! Из-за отсутствия конкретных данных в большинстве рекомендаций по смазке важно научиться правильно выбирать подходящие смазочные материалы для каждого конкретного применения на предприятии. Точная спецификация смазки предусматривает все параметры выбора масла и подробную информацию. Дополнительные технические характеристики для выбора смазки включают тип загустителя и концентрацию, консистенцию, точку каплепадения и режим рабочей температуры, рабочую устойчивость, устойчивость к окислению, износостойкость и т.д. Понимание необходимости и методов соответствующего выбора смазки имеет большое значение для совершенствования программ смазки и повышения надежности смазываемого оборудования. Пройдем весь процесс выбора смазки шаг за шагом, начиная с самого важного параметра. Вязкость базового масла Самым важным свойством любого смазочного материала является вязкость. Часто при выборе смазки пользователи не различают консистенцию смазки и вязкость базового масла. Так как чаще всего консистентная смазка применяется для подшипников качения, в данном случае следует учитывать выбор вязкости. Вряд ли большинство потребителей станут использовать трансмиссионное масло ЕР 220 в качестве масляной смазки подшипника электромотора, однако многие применяют смазку, содержащую такое же масло, для аналогичного подшипника с консистентной смазкой. Существует несколько методов для определения минимальных и оптимальных требований вязкости для подшипников качения, большинство из них учитывают факторы скорости вращения, обычно обозначаемые как DN или NDm. Факторы скорости вращения учитывают скорость вращения несущих элементов и определяются по следующим формулам: DN = (об/м) * (диаметр отверстия подшипника) NDm = об/м * (( диаметр отверстия подшипника + наружный диаметр) / 2) При расчете NDm обычно учитывается не внутренний диаметр, а средний диаметр, так как не все подшипники данного отверстия имеют одинаковый диаметр элемента, и, следовательно, у них различные скорости вращения. Если известна величина скорости вращения и предположительная рабочая температура, минимальное требование по вязкости можно узнать непосредственно из диаграмм, подобных представленной на рис. 1.
Рис. 1. На рис. 1 представлен индекс вязкости базового масла. Чтобы определить его более точно, следует обратиться к диаграмме, определяющей вязкость при рабочей температуре, затем определить марку вязкости данного смазочного материала по диаграмме вязкости/температуры. Присадки и тип базового масла После определения соответствующей вязкости следует обратить внимание на присадки. Присадка и типы базового масла являются еще одним компонентом смазки, который следует определять тем же путем, что и применение масляной смазки. Например, высокоскоростной подшипник элемента с низкой нагрузкой не требует противозадирных присадок или компонентов для повышения клейкости, в отличие от открытой зубчатой передачи высокой нагрузки. |