Впервые за 20 лет в России строится новое производство Как сообщил председатель совета директоров ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (ВМУ) Сергей Мельников, компания подписала контракт с Научно-исследовательским и проектным институтом карбамида и продуктов органического синтеза (НИИК) на строительство новой установки по производству карбамида мощностью 200 тыс. тонн в год. Как пояснили " в НИИК, на первом этапе агрегат будет вырабатывать 600 тонн карбамида в сутки, а впоследствии возможно увеличение мощности производства до 1200 тонн в сутки. Сергей Мельников считает, что "выбрано очень перспективное направление производственной деятельности для предприятия". "Выполненные НИИК исследования показали, что при существующем уровне себестоимости аммиака, даже с учетом планов "Газпрома" к 2012 году увеличить цену на природный газ вдвое, российский карбамид останется конкурентоспособным на мировых рынках",— полагает господин Мельников. "Воскресенские минудобрения" производят аммофос, аммиак, серную и фосфорную кислоту. Всего ВМУ выпускают сейчас 700 тыс. тонн минудобрений в год. Весной 2006 года холдинг "Фосагро" продал 51% ВМУ группе "Агропродмир", которая позднее выкупила у "Фосагро" еще 21% акций ВМУ. По неофициальной информации, 28% акций до сих пор контролирует "Фосагро". Выручка ВМУ за третий квартал 2007 года составила 4,84 млрд руб., чистая прибыль — 475 млн руб. Стоимость и сроки строительства новой установки карбамида стороны не раскрывают. Но в НИИК отмечают, что обычно строительство производства карбамида мощностью 450-500 тыс. тонн в год обходится в €130-150 млн, а сроки такого строительства составляют 2,5-3 года. Сейчас институт сотрудничает практически со всеми производителями карбамида в СНГ, среди которых "Акрон", "ЕвроХим", "Гродноазот", "Тольяттиазот" и "Куйбышевазот". Строительство новой линии карбамида "с нуля" является прецедентом для российской химической отрасли: по данным НИИК, последний раз новое производство карбамида было запущено в стране в конце 1980-х годов. Удельные капитальные затраты для таких агрегатов оказываются меньше, чем при модернизации с увеличением мощности, добавляют в институте. Кроме того, для расширения производства компании закупают бывшие в употреблении иностранные агрегаты. "Такие установки "Акрон" привез из Италии, а "ЕвроХим" для "Новомосковского азота" из Сербии. В процессе монтажа мощность таких установок, как правило, увеличивается примерно до 1 тыс. тонн карбамида в сутки",— поясняют в НИИК. Первый вице-президент "Акрона" Александр Попов соглашается, что новых производств карбамида в стране не появлялось уже около 20 лет, а проект ВМУ с учетом возможного увеличения мощностей называет интересным. По его словам, "Акрон" сейчас тоже начинает установку нового производства на новгородской площадке на базе оборудования, вывезенного два года назад из Италии. За счет новой установки "Акрон" планирует увеличить свои мощности по карбамиду с 450 тыс. тонн до 900 тыс. тонн к 2010 году. Аналитики спорят о перспективах нового производства ВМУ. Глава аналитического департамента "АнтантаПиоглобал" Георгий Иванин считает, что производители удобрений инвестируют в новые производства, так как цены на все виды удобрений находятся сейчас на историческом максимуме. "Сейчас мировые цены на карбамид достигли $600 за тонну, а производство аммиака станет нерентабельным только при уровне $250-300 за 1 тыс. кубометров газа",— отмечает господин Иванин. Сейчас стоимость 1 тыс. кубометров газа на внутреннем рынке составляет $65-70, а к 2011 году Федеральная служба по тарифам прогнозирует рост его стоимости до $164. Но аналитик Банка Москвы Юрий Волов считает, что за несколько лет, необходимых для строительства установки, цены на удобрения могут снизиться, а издержки — увеличиться. "Отрасль минудобрений в первую очередь ориентирована на экспорт. И строительство подобного производства в центральной части России сомнительно с точки зрения конкурентоспособности",— считает он. Аналитик отмечает, что конкуренцию российскому карбамиду в первую очередь составят карбамид компаний Ближнего Востока, у которых более дешевый газ и меньшие транспортные издержки за счет близкого расположения производств к портам. По материалам «КоммерсантЪ»
|