На последнем заседании Совета директоров ОАО “Татнефтехиминвест-холдинг” прозвучала информация о том, что за шесть месяцев 2008 года в республике было произведено порядка 6 млн. шин. Это 97% к аналогичному уровню прошлого года. Более того, по итогам полугодия на “Нижнекамскшине” получено лишь около 500 млн. рублей прибыли, что в два раза ниже результатов первых двух кварталов года предыдущего. Руководитель холдинга Рафинат Яруллин сообщил, что снижение позиций “Нижнекамскшины” наблюдается на рынках стран СНГ, а также отметил усиление конкуренции на российских рынках. Доходность “Нижнекамскшины”, по его словам, снижается в результате демпингования со стороны конкурентов. Необходимо отметить, что спрос на шины в России ежегодно увеличивается. Только в первом квартале этого года его рост составил 24%. Как подчеркнул господин Яруллин, сегодня наблюдается тенденция объединения таких крупных игроков, как “Сибур - Русские шины” и “Амтел-Фредештайн”. Компании “Ростехнологии” и “Пирелли” создают совместное производство на 3-4 млн. шин в год, а также “Нокиан Тайрес” расширяет производственные мощности до 10 млн. шин в год. Рафинат Яруллин предложил и “рецепт” исправления ситуации для татарстанских шинников: “В данных условиях улучшение позиций “Нижнекамскшины” возможно в результате ускоренного запуска производства ЦМК-шин и тиражирования технологий “Пирелли”. Нужны и новые инвестиционные проекты предприятия”. К слову, первые подступы к освоению производства цельнометаллокордных шин конструкторы нижнекамского предприятия совершили еще в начале 90-х годов. Тогда было организовано опытно-промышленное производство ЦМК-шин, и завод занялся их изготовлением. Однако конкурировать с зарубежными аналогами отечественные ЦМК-шины все же не могли, и это производство пришлось свернуть, дабы не подрывать марку “Камы”. Сегодня тандем “Татнефть”- Continental, как известно, возрождает в Нижнекамске этот проект на качественно новой основе. Какие же трудности сопровождают разработку новых моделей?
“Самое сложное - подобрать такие параметры шины, чтобы она обеспечивала, с одной стороны, высокое сцепление с дорогой, а с другой - снижение расхода топлива, - пояснил главный конструктор шин Анатолий Фролов. - Такова краеугольная задача конструкторов, именуемая “золотым треугольником”. Напомним, что в этом году проектно-конструкторскому отделу шин ОАО “Нижнекамскшина”, входящему сегодня в состав ООО “Научно-технический центр “Кама” Управляющей компании “Татнефть-Нефтехим”, исполняется 30 лет. За эти годы его специалистами было разработано немалое количество новых моделей камских шин, предназначенных для легковых, грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Отдельную страницу в его истории занимает заказ начала 80-х годов от спортсменов КАМАЗа на проектирование и изготовление хорошей кроссовой шины для гоночного автомобиля “багги”. Опыт, накопленный в процессе создания кроссовых шин, пригодился камским конструкторам и в дальнейшем. Особенно когда узкоспортивная специализация трансформировалась в область проектирования шин для зимних условий и бездорожья. Такие шины известны автомобилистам еще с начала 90-х годов. Кстати, формально ООО “Научно-технический центр “Кама” существует шесть лет. Центр занимается обеспечением производства новыми шинами, рецептурами, материалами, технологическими процессами и сопровождением новых проектов. Поистине революционным можно назвать и переход конструкторов на линеечное проектирование шин, закрывающее весь ассортимент отечественных автомобилей и практически все иномарки. На сегодняшний день создано четыре линейки шин - две линейки зимних шин (“Кама-505” и “Кама-Евро-519”), две линейки шин с дорожным рисунком (“Кама-Евро-236” с универсальным рисунком протектора и “Кама-Евро-129” с дорожным направленным асимметричным рисунком). Полноценная линейка должна составлять 19 типоразмеров, из них девять типоразмеров сегодня имеют уже акты приемки и готовы к установочным условиям для запуска в серию. Конструкторы-проектировщики решают новые задачи: по заданию Совета безопасности РТ они недавно разработали еще две линейки шин для легковых автомобилей и легких грузовиков Fiat Ducato, за изготовление которых в ОЭЗ “Алабуга” берется компания “Северсталь-авто”. Сейчас эти шины проходят лабораторно-дорожные испытания в компании Continental и на Дмитровском автополигоне. Специалисты предполагают, что новые разработки позволят “Нижнекамскшине” преодолеть падение производства и вернуться к стабильному росту. www.e-vid.ru |