Возможности сокращения утечек теплоты в строительных конструкциях достаточно широки. А сами потери зачастую очень существенны и сохраняются до самого конца эксплуатации объекта. К таким можно отнести, например, тепловыделения неподвижных опор трубопроводов тепломагистралей.
|
Теплопотери в тепловых сетях Выполненные по межведомственным нормам эти узлы практически никак не препятствуют оттоку теплоты наружу, что наглядно видно из рис. 1. Между бетонным щитом и упорными металлическими фланцами, приваренными с помощью косынок к трубе, не предусмотрена даже простейшая изоляция. В результате чего за счет теплопроводности металла прогревается вся конструкция. А поскольку бетонный щит опирается на фундамент или защемлен в боковых стенках, то переток теплоты может продолжаться сколь угодно долго. При наружной прокладке тепломагистрали потери теплоты становятся еще больше, т. к. щит со всех сторон (пяти граней) контактирует с атмосферой. К тому же в МВН не указано техническое решение по изоляции упорного фланца, который из-за больших своих размеров всегда выступает почти наполовину выше уложенного на трубу изоляционного слоя. А отсутствие в нормалях рекомендаций о хотя бы элементарных крючьях на вертикальных плоскостях для крепления изоляционных минеральных матов создает условия для местных решений, часто недолговечных или совсем оставляющих упорный фланец без изоляции. Прокладка из теплостойкой резины с низким коэффициентом теплопроводности типа транспортерной ленты между бетоном и упорными фланцами может прервать тепловой поток, уходящий наружу. Значительно больше по количеству (в пять и более раз) применяются на теплосетевых трубопроводах подвижные скользящие опоры, сконструированные по старому принципу – решение только механопрочностных вопросов, не затрагивая снижения потерь теплоты. Огромные утечки тепловой энергии возникают из-за теплопроводности достаточно большой площади контакта каждой индивидуальной опоры трубы с плоскостью скольжения, приваренной к закладной детали каждого бетонного основания. А далее теплота переходит в бетон, почву и атмосферу (рис. 2). Конвективные потери свести к минимуму для такой опоры также не получается из-за трудности всю ее заизолировать. Таким образом, сохраняются многочисленные условия перетока теплоты в атмосферу и почву. Если бы удалось снизить переход наружу теплоты, уходящей за счет теплопроводности, то потери энергии резко сократились. Такое достигается уменьшением металлического контакта с опорой. По-видимому, это получится, если применить в качестве одного из вариантов принцип известных так называемых мостовых подвижных опор-катков, допускающих перемещения конструкции по типу роликового подшипника качения и имеющих самый минимальный металлический контакт только по одной образующей цилиндра (рис. 3). |