Бельгия Аналитики Бельгии считают, что бельгийская химическая промышленность понесет более значительный урон от введения закона REACH, чем химические отрасли других стран ЕС. По данным национальной химической федерации, новый закон повлечет за собой дополнительные расходы в 150-200 млн. евро, что составляет 0,9 % от стоимости ежегодных продаж бельгийской химической промышленности. Эта цифра сравнима с чистым доходом химической промышленности, полученным в 2002 году, когда половина всех компаний (исключая производителей лекарств, синтетических материалов и резиновых изделий) получили чистый доход менее 1,9 %. Бельгийская фирма «Idea Consult» провела исследования, основываясь на данных опроса 174 менеджеров из 130 химических компаний на предмет последствий введения Закона REACH. При подсчете дополнительных затрат химических компаний за основу были взяты оценки Европейской комиссии, которые определяют дополнительные расходы в размере 2,5 млрд. евро в течение 11 лет. Исследование фирмы «Idea Consult» ограничивалось прогнозированием экономических последствий. Химическая промышленность Бельгии является более уязвимой, чем химическая промышленность других стран-членов ЕС, поскольку является полностью экспортоориентированной. Около 80 % химической продукции Бельгии экспортируется, из них 30 % — в страны, не входящие в ЕС. В связи с этим эксперты оказывают опасение, что в Бельгию хлынет поток более дешевых, непроверенных химических продуктов. Опрос менеджеров выявил их общий пессимизм: по их мнению, 30 % выпускаемых химических продуктов будут рано или поздно сняты с производства. Европейская же комиссия полагает, что эта цифра будет составлять всего 2 %. Эстония Министерством экономики и коммуникаций и Министерством социальных дел Эстонии сделан анализ влияния на эстонские предприятия химической промышленности принятия Закона REACH. Данные подготовлены совместно сотрудниками названных министерств. Исследование базируется на анализе данных девяти предприятий и сконцентрировано на оценке прямых расходов, связанных с внедрением новой системы (тестирование химикатов и регистрация). Анализ подтвердил, что у предприятий, принимавших участие в анализе прямых расходов, связанных с реализацией Закона REACH, суммарные финансовые затраты на регистрацию химических веществ составят в целом 106,1 млн. крон (6,8 млн. евро). Они будут распределены в соответствии с проектом на 11 лет. Девять действующих предприятий представили данные о 105 производимых/импортируемых химических средствах, из которых регистрация 53 может оказаться экономически нецелесообразной. По оценкам латвийских экспертов, финансовые аспекты введения нового Закона больше всего скажутся на импорте химических средств из третьих стран, поскольку в случае импорта добавится плата за тестирование и регистрацию. В то же время маловероятно, что эстонский рынок сократит рынок импорта химикатов, так как большая часть из них – примерно 15 – в значительных объемах присутствует на рынке ЕС. Переориентация на продукцию ЕС повлечет за собой рост цен примерно на 10 %. B 2006 году в Ида-Вирума проведено выездное заседание парламентской комиссии Латвии по европейским делам, на которой представители химических предприятий региона обсуждали с парламентариями вопросы, связанные с введением закона REACH, а также возможной государственной поддержки. Результаты проведения выездного заседания показали, что правительство Латвии не намерено оказывать прямую финансовую помощь химической промышленности, поскольку это может рассматриваться, как дотация отдельной отрасли. Россия 1 марта 2007 года Российский Союз Химиков при поддержке общественной организации «Деловая Россия» провел круглый стол «О выработке позиции российского бизнес-сообщества в связи с принятием Европейским Союзом Законодательства REACH. Вопросы и проблемы гармонизации российского законодательства с европейским законодательством и согласованной на глобальном уровне системой классификации и маркировки химических веществ (СГС)». В работе круглого стола приняли участие представители Государственной Думы, Совета Федерации, МИД РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Минпромэнерго РФ и других ведомств, а также представители таких компаний как «Сибур Холдинг», «Тольяттикаучук», «Экохим», «Аммофос», «Пигмент», «Интерхимпром». В ходе круглого стола были обсуждены основные положения нового законодательства ЕС по регулированию, транспортировке, производству и использованию химических веществ REACH. В частности, были рассмотрены требования Закона REACH к производителям, импортерам и потребителям химических веществ, а также к подготовке технического досье и отчета по химической безопасности, методология реализации Закона REACH. Был рассмотрен проект федерального закона о безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации и его гармонизация с европейским законодательством REACH и СГС. Было особо отмечено, что законодательство REACH полностью изменит способы контроля за химикатами. Если предприятия откажутся соблюдать нормы и правила Закона REACH по всему циклу производственной цепочки, то доступ для российского экспорта на рынки стран Евросоюза будет усложнен. На круглом столе было констатировано, что это серьезный закон, который полностью изменяет принципы химического производства и торговли в Европе химическими веществами, изделиями и смесями. |