Закон REACH и ВТО По мнению ряда экспертов и отдельных стран, Закон REACH противоречит правилам свободной мировой торговли и конкуренции. Проблема взаимосвязи между правилами ВТО (предполагающими максимальное устранение барьеров для развития торговли) и многосторонними экологическими соглашениями (которые накладывают на торговлю определенные ограничения) уже давно обсуждается в ВТО. Принятие Закона REACH еще раз показало, насколько сложно увязать эти два подхода. О потенциальном нарушении правил ВТО говорят не только развитые страны. Как поясняет Еврокомиссия, развивающиеся страны - в основном, импортеры, а не экспортеры химических веществ, а положительный эффект новой политики ЕС гораздо больше, чем потенциальные экономические затраты, которые понесет химическая промышленность в развивающихся странах. В положении о выдаче разрешений для вызывающих серьезную озабоченность веществ требования к анализу социально-экономических выгод специально не детализированы. Это оставляет возможности учесть целый ряд последствий (социальных, потребительских и т.д.) на различных уровнях, в том числе международном. Возможным элементом такого анализа могут стать последствия для химической промышленности импортирующего государства. Япония направила в Европейскую комиссию документ, в котором говорится, что указанные правила могут противоречить соглашениям в рамках ВТО об обеспечении свободной глобальной торговли. Они, в частности, могут ограничить экспорт Японии в страны Европейского союза. Другой документ был направлен США мировому торговому арбитру в Женеве. В документе подчеркивается, что новые правила могут стать барьером для торговли товарами, содержащими химические вещества. По некоторым данным, США намерены поднять вопрос о Законе REACH на форуме ВТО. В документе, направленном в Комитет по формальным препятствиям для торговли ВТО, США выразили мнение, что подход, принятый при разработке проекта нового Закона, является дорогостоящим, обременительным и сложным. Это в итоге может затруднить его применение, нарушить систему мировой торговли и воспрепятствовать инновационному процессу. Новый Закон вносит также массу административно-бюрократических процедур в отношении таких продуктов, которые едва ли представляют опасность для здоровья или окружающей среды. Аналогичное мнение было заявлено также правительствами и некоторых европейских стран, в том числе Великобритании, Франции и Германии, назвавшие новые правила бюрократическими и излишне сложными. Предложение по REACH было нотифицировано в ВТО в соответствии со Статьей 2.9.1 Соглашения по ТБТ (Соглашение по Техническим Барьерам в Торговле) 21 января 2004 г (нотификация G/TBT/N/EEC/52): 21 июня 2004 г были получены комментарии от США, Японии, Канады, Бразилии, Австралии, Чили, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Кубы, Американского Химического Совета (АСС) и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. 28 октября 2004 Европейская Комиссия ответила на эти комментарии. Европейский Союз не идентифицировал никаких возможных проблем для ВТО и считает, что законодательство REACH полностью совместимо с ВТО. www.newchemistry.ru |