С января 2009 ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) прекращает согласовывать перевозку в собственных цистернах, цементовозах и минераловозах. Все они окончательно переданы ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК). Таким образом, эти три сегмента рынка грузовых перевозок стали первыми, в которых тарифы полностью дерегулированы. Участники рынка ждут аналогичных действий в отношении остального парка, но отмечают, что полностью рыночных условий можно будет достичь только после создания прозрачной системы управления грузопотоками. Согласно телеграмме ОАО РЖД, распространенной в середине ноября 2008, заявки на перевозку грузов в декабре текущего года в цистернах, минераловозах и цементовозах во всех видах сообщений монополия будет согласовывать только вагонами частных операторов. В число последних входит и ОАО "Первая грузовая компания", на 100% принадлежащая ОАО РЖД. В телеграмме говорится, что решение обусловлено завершением передачи всех вагонов этого типа в собственность ПГК. Как пояснили " в ОАО РЖД, передача вагонов "полностью соответствует плану по созданию ПГК, утвержденному правительством". Это подтвердили "Ъ" и в ПГК, пояснив, что передача цементовозов уже завершена, цистерны полностью перейдут в управление компании до конца декабря 2008, а передача минераловозов "находится в финальной стадии". Таким образом, перевозка наливных грузов, цемента и удобрений стала первым сегментом рынка, в котором тариф на перевозку не будет регулироваться государством. Пока вагоны принадлежали ОАО РЖД, Федеральная служба по тарифам утверждала ставки всех трех составляющих тарифа — вагонной, локомотивной и инфраструктурной. Теперь размер вагонной составляющей при перевозке этих грузов (порядка 15% от общей величины тарифа) во всех случаях будет устанавливать сам оператор. "Рынок получает свободу в установлении тарифа, который теперь будет не только расти, но и уменьшаться в соответствии с конъюнктурой спроса",— отмечает глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. В то же время, по мнению эксперта, остается нерешенной проблема диспетчеризации грузовых потоков по инфраструктуре ОАО РЖД, при которой администрация дороги может делать нерыночные преференции своим дочерним структурам или отдельным компаниям на рынке. Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава Владимир Прокофьев также подчеркивает необходимость создания доступного для всех участников рынка единого диспетчерского центра. По его мнению, одновременно необходимо провести полную инвентаризацию парка вагонов в сети ОАО РЖД, а также скоординировать грузоотправителей и операторов с тем, чтобы последние получили возможность планировать эксплуатацию своего парка. Завершение вывода вагонов из-под управления ОАО РЖД обсуждалось ранее на межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте под председательством министра транспорта Игоря Левитина. Среди прочих предложений по созданию "недискриминационных условий конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок" Минтранс высказался за ускорение вывода оставшегося у ОАО РЖД парка вагонов в частный сектор путем их приватизации, за утилизацию всего парка с просроченным сроком службы, а также за создание прозрачной и независимой системы управления грузоперевозками. Но монополия объявила, что категорически не согласна с предложениями Минтранса. По словам президента ОАО РЖД Владимира Якунина, дискуссия с министерством будет продолжена вплоть до выработки окончательных проектов документов. www.kommersant.ru |