За последние полгода индекс SGI Global Generics, который учитывает динамику курса акций компаний, производящих дженерики (непатентованные лекарства), снизился на 4%. В другое время это свидетельствовало бы о проблемах в индустрии, но сегодня говорит об оптимизме инвесторов. Ведь за тот же период SGI Global Health, отражающий ситуацию в отрасли здравоохранения в целом, упал более чем на 40%. Сами компании настроены крайне позитивно. Все опрошенные корреспондентом «Эксперта» производители дженериков либо расширяют производство, либо удерживают текущие позиции. Об увольнениях персонала или сокращении выпуска нет и речи. На азиатском конгрессе Asia Generics-2008, прошедшем в Сингапуре в середине ноября, о нынешнем кризисе вообще говорили очень немного, производителей дженериков больше волнуют другие проблемы. «Мы работаем на такой низкой марже, что кризис мало что меняет в нашей деятельности», — заметил «Эксперту» директор индийской компании Ranbaxy Харвиндер Попли. Производители дженериков делают бизнес на объемах, которые в ближайшие годы могут значительно увеличиться. Сокращение расходов на здравоохранение становится одной из главных задач властей крупнейших развитых стран мира, и производители дешевых лекарств готовы предоставить свои варианты решения этой задачи. «Мы возьмем ту долю рынка, которую нам позволят», — утверждает вице-президент исландского производителя Actavis Томас Рункел. Если в следующем году американский Конгресс примет закон о регулировании производства непатентованных версий биологических лекарств (биодженериков), которые сегодня практически невозможно продавать в развитых странах, то потенциальные доходы индустрии могут резко возрасти. У каждого своя труба Сегодня индустрия производителей дженериков крайне неоднородна — на долю десяти крупнейших компаний приходится не более четверти мирового предложения. Рынок сильно раздроблен и локализован, лишь считанные крупные игроки могут похвастаться присутствием в нескольких регионах мира. Под дженериками обычно подразумевают лекарства с истекшим сроком действия патента (в стандартном случае это десять лет), после чего препарат может производить любая компания, которая в состоянии доказать идентичность своей копии исходнику в соответствующем регулирующем органе. Каждый год защиту теряют десятки лекарств с ежегодным объемом продаж в миллиарды долларов США Задача производителя дженерика — успеть выпустить свое лекарство в первые месяцы после окончания действия патента, когда падение цены составляет от 10 до 15% от стоимости оригинала. Уже через год, когда производство осваивает несколько компаний, цена падает на 80–90%. Средняя компания по производству дженериков обладает «лекарственной трубой» (на жаргоне — pipeline), которая состоит из 40–50 основных, наиболее распространенных наименований, а также нескольких относительно эксклюзивных разработок. «Без базисного набора достаточно трудно работать с крупными розничными сетями. Им проще заказывать сразу много наименований у одного и того же поставщика», — утверждает старший вице-президент австралийской Ascent Стивен Бланк. Лидеры фарминдустрии идут на массу ухищрений, чтобы сдержать производителей дженериков. «Если раньше инновационной компанией называлась организация, придумывающая новые продукты, то теперь — изобретающая все новые патенты», — шутит в беседе с корреспондентом «Эксперта» юрист израильской Unipharm Рон Томер. На профессиональном жаргоне это называется «озеленение» — с помощью различных тонкостей срок действия патента на лекарство продлевается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. «Мы как саперы на минном поле, приходится ходить крайне осторожно, чтобы не нарваться на новый патент», — смеется г-н Томер. В среднем разработка дженерика занимает два-три года (для оригинального лекарства — от десяти лет), и компании стараются подготовить продукт к завершению срока действия патента. Но если в 70−х и 80−х лекарство защищал лишь один патент, то сегодня счет может идти на десятки. На некоторые препараты получено около ста патентов, патентуется все, вплоть до метода качественного анализа. При этом значительная часть этих патентов не кодифицируется, и производители дженериков вынуждены проводить собственные дорогостоящие изыскания в попытках выяснить степень защищенности того или иного лекарства от копирования. По данным исследования Еврокомиссии, обнародованным в конце ноября этого года, за последние семь лет подобные уловки со стороны крупных фармацевтических концернов стоили европейским потребителям около 4 млрд долларов. |