В четверг (19 февраля 2009) Владимир Путин проводил в Киришах недалеко от Питера совещание по нефтянке. В Киришах крупный нефтеперерабатывающий завод, и его директор Вадим Сомов, давний знакомый Путина, подготовился к приезду премьера и установил сравнительно низкую цену на бензин. Обычно в Киришах цены как раз высокие: Европа совсем рядом, а в России чем ближе к границе, тем дороже любой экспортный товар на внутреннем рынке. В среду, 18 февраля, впервые с марта 2008 года в Киришах бензин стоил меньше, чем в Москве. Цена на нефть упала, а бензин дорогой. В конце прошлого года Владимир Путин в прямом эфире объяснил, что нефтяникам дали льгот на 500 млрд рублей не просто так, а «в надежде на снижение цен на бензин». Топливная ассоциация сразу взяла под козырек и пообещала, что в январе литр Аи-92 будет стоить 16–17 рублей. Про Аи-95 обещаний не было, но в этой логике он должен был стоить около 19 рублей. А стоит в среднем по стране на 2,5 рубля дороже. Ценовой сговор, говорят в правительстве. С литра бензина российские нефтяники зарабатывают 7 рублей, из которых 3,5 - сверхприбыль, подсчитал Виталий Громадин из «Арбат Капитала». Новых льгот на совещании в Киришах нефтяникам не дали - в том объеме, на который они рассчитывали. ВЗЫСКАТЬ ШТРАФ С падением цен на нефть оптовые цены на топливо снизились на 40–60%. А розничные - только на 10–20%, говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Прибыль торговцев бензином, по подсчетам ФАС, выросла в 2–3 раза. Средняя бензоколонка раньше зарабатывала в день 110 000 рублей. Теперь ее прибыль, если верить ФАС, выросла до 300 000. За две недели февраля ФАС уже возбудила 14 дел, обещает возбудить в несколько раз больше и планирует привлечь к ответу все крупнейшие нефтяные компании страны. Если факты подтвердятся, ФАС будет выносить решения о штрафах в размере от 1 до 15% от оборота компаний, говорит Голомолзин. Наложить штраф - это еще полдела. Не факт, что государство сможет его взыскать. По мелочи нефтяников уже наказывали много раз, а прошлой осенью наказали по-крупному. ФАС оштрафовала «Газпром нефть», ТНК-BP, ЛУКОЙЛ и «Роснефть». Все они должны были заплатить в бюджет от 1,1 млрд до 1,5 млрд рублей штрафа за ценовый сговор на рынке бензина. Видимо, было принято политическое решение. Оно, впрочем, не очень помогло. Ни один из этих штрафов до сих пор не уплачен, говорит Анатолий Голомолзин. Юристы крупных нефтяных компаний изобрели ловкую схему: они оспаривают не само решение о нарушении антимонопольного законодательства, а предписание о выплате штрафа. Разница в том, что с ФАС им пришлось бы судиться в Москве, а предписание можно оспорить по месту регистрации самой нефтяной компании - в Тюмени, Сургуте, Санкт-Петербурге. А суды на местах обычно заметно лояльнее к крупным компаниям, которые там платят огромные суммы налогов, создают рабочие места и помогают школам, больницам, театрам. СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА Из чего складывается стоимость бензина - страшная тайна нефтяников. Все пять крупнейших компаний не ответили Newsweek на этот вопрос. В ТНК-ВР сообщили, что цены рыночные, в «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛе сказали: «Без комментариев». В «Сургутнефтегазе» объяснили, что это смешно - подозревать компании в сговоре. А потом добавили, что информации по формированию цены никто никогда не даст. Представитель «Роснефти» Николай Манвелов вместе с Newsweek подсчитал оптовую цену литра 95-го бензина. Получилось около 13,6 рубля. Эта цифра примерно совпадает с расчетами ФАС. Нефтяник сам удивился своим подсчетам. А где же остальные 8–9 рублей? «На этот вопрос я ответить не могу», - сказал Манвелов. Он только напомнил, что все дорожает - транспортировка, хранение, доставка до АЗС. На Дальнем Востоке топливо дороже на 20–30%, потому что его перерабатывают из сибирской нефти, а ее везут за тысячи километров, говорит Артем Кончин из «ЮниКредит Секьюритиз». |