Сегодня, когда на внутреннем рынке сложился дефицит энергоресурсов, становится все более важным вопрос о производстве в необходимых количествах сжиженного газа. В частности, из-за недостатков мощностей в России до сих пор сжигается огромное количество попутного нефтяного газа, который мог бы использоваться в качестве топлива. Многие аналитики считают, что реализация сжиженного природного газа (СПГ) на внутреннем рынке России экономически не оправданна. Высокая технологическая сложность требует больших финансовых вложений. Платежеспособность же потенциальных потребителей относительно невысока. Однако круг потребителей СПГ в дальнейшем может расшириться за счет того, что сжиженный газ будут активнее использовать как резервное топливо для ТЭЦ. Ведь СПГ дешевле мазута – сегодня основного резервного топлива. Правда, это актуально лишь для небольших энергообъектов – крупным станциям строить и содержать огромный резервуар для сжиженного метана невыгодно. А еще производители сжиженного метана рассчитывают газифицировать с помощью СПГ поселки, к которым магистральный газ не подведут никогда. Следующая свободная ниша – моторное топливо для грузовиков (для легковых автомобилей используют жидкий пропан-бутан). В России уже приступили к массовой установке газового оборудования на «КамАЗах». А до этого газовые грузовики выпускались исключительно по индивидуальному заказу. Однако массовому производству газовых двигателей препятствует недостаточный опыт, порождающий недоверие со стороны потенциальных потребителей. В целом, по мнению экспертов, России будет непросто выйти на внешний рынок СПГ. Дело в том, что мировая газовая промышленность уже с 1964 года применяет криогенную технику, а достижения России в области производства и использования СПГ выглядят весьма скромно. Хотя запасы природного газа составляют здесь более 32% мировых. Напомним, что первый российский завод по производству сжиженного газа построен на Сахалине. Мировой рынок СПГ уже сложился и делится между странами Южной Азии, Африки, Среднего Востока, Австралии и Америки. Так, азиатские страны производят более 44% мирового экспорта СПГ. Страны Среднего Востока – 21%. Австралия – 6%. Африка и Алжир – 5%. Америка – 4%. С другим видом газа, углеводородным (СУГ), в России дела обстоят получше. Это сжиженный газ, состоящий из двух третей пропана и одной трети бутана, как и метан, относится к парафиновым углеводородам. Но в отличие от СПГ он транспортируется и длительно хранится при естественных температурах. Поэтому идеален для резервирования. В основном он знаком потребителям как бытовой газ для населения. Рынок СУГ в отличие от рынка метана достаточно развит и динамичен и в некоторой степени ориентирован на цены моторных топлив и нефтепродуктов. Кроме того, мало зависим от динамики цен на природный газ. Только по Петербургу и области объем реализации СУГ для промышленных предприятий в этом году прогнозируется на уровне до 1000 тонн в месяц. По объемам газа – это просто мизер. В Северо-Западном регионе на глазах растет сеть автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС) для заправки пропан-бутаном автомобилей. Они прибыльны и имеют окупаемость в пределах 1,5 – 2 лет. Очевидна и экологическая чистота газообразного топлива по сравнению с тяжелыми нефтяными. Это прежде всего отсутствующие загрязнения при транспортировке и разгрузке, а также существенно меньшие выбросы вредных веществ при сжигании в качестве топлива в котельных. Так, при сжигании СУГ процентное содержание СО в выбросах лишь на 10 – 15% выше, чем при сжигании самого чистого топлива – природного газа. И сероводорода выделяется минимальное количество. Однако, по мнению экспертов, в России нет стратегии развития рынка СУГ, нет необходимого инвестиционного климата. Но зато есть диктат монополистов и практически полное невнимание со стороны государства. И если этот рынок не сложится, нас ждет серьезный сырьевой кризис. Для развития же этого сектора необходима не только активная роль государства, но и выработка соответствующих правовых актов. Пока же многие российские нормативные акты в данной области носят рекомендательный характер. По материалам www.spbvedomosti.ru |