За январь-февраль 2009 года российские порты показали рост совокупного грузооборота нефтеналива в 5,2% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. До 71,6 миллиона тонн выросла переработка грузов в портах страны - в основном за счет нефти и нефтепродуктов. Грузооборот же почти всех остальных грузов, тем временем, сократился более чем на 7% , составив 25,6 миллионов тонн. Растущий Юг Основной прирост в общей официальной статистике российских портов дал Южный бассейн. Здесь суммарно было перевалено почти на 20% больше грузов, чем в прошлом году, в то время как грузооборот Северо-Западного бассейна возрос всего на 0,7%, а Дальневосточного даже снизился – на 9%. К примеру, в порту Новороссийск увеличение объема перевалки сырой нефти ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум — Россия» достигло почти 20% - там за два месяца было отправлено на экспорт 5, 721 миллионов тонн сырой нефти. По данным ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), сохраняется положительная динамика по сырой нефти и нефтепродуктам, перевалка которых увеличилась на 1,011 млн тонн (15,6%) и 535 тыс. тонн (32%) соответственно. При этом, в сегменте нефтепродуктов наибольший темп роста демонстрировала перевалка дизельного топлива, увеличившаяся на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – во многом за счет мощностей нового терминала на 1 млн. тонн в год, введенного в эксплуатацию в Новороссийске в октябре 2008 года. Отметим при этом, что порт Туапсе сохранил объем перевалки нефтеналивных грузов на уровне прошлого года, а в Таганрогском порту перевалка нефтепродуктов выросла более чем в 2 раза, достигнув 160 тыс. тонн. Тенденцию роста перевалки нефтеналивных грузов эксперты связывают с влиянием мирового финансового кризиса. «Во всем мире сейчас наблюдается аналогичная тенденция», - констатировал в беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс» директор по развитию научно-производственного предприятия «Морстройтехнологии» Сергей Семенов. Впрочем, рост в Новороссийском порту наблюдался не только по нефтеналиву. Так, в отчетном периоде перевалка чугуна составила 84,5 тыс. тонн, а железорудного сырья – 439 тыс. тонн, что в несколько раз превышает объемы за аналогичный период прошлого года. При этом в феврале перевалка чугуна выросла на 81% по сравнению с январем текущего года. Перевалка цветных металлов в отчетном периоде составила 173 тыс. тонн, что на 3% выше аналогичного периода прошлого года, увеличение в феврале по сравнению с январем 2009 года составило 21,3%. Перевалка скоропортящихся грузов и растительных масел увеличилась на 20,8 тыс. тонн (то есть на 231,1%) и 18,9 тыс. тонн (на 69,5%) соответственно. Кроме того, объемы перевалки зерна в январе-феврале 2009 года на 140% превысили уровень января-февраля 2008 года и достигли 1,155 млн тонн, при этом в феврале по сравнению с январем 2009 года перевалка зерна в Новороссийске увеличилась на 64% и достигла 718 тыс. тонн. По мнению экспертов, рост перевалки зерна на юге связан со снижением транспортных пошлин для сельхозпроизводителей, которые получили скидку к железнодорожному тарифу на перевозку зерна и продукции мукомольной промышленности в России. “При благоприятной ценовой конъюнктуре мы ожидаем, что экспорт зерновых составит в 2009 году не менее 17-17,5 млн. тонн, а по самым благоприятным прогнозам около 23 млн. тонн”, - рассказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Более подробно о ситуации с экспортом зерна ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 11 марта 2009 года. |