По данным Центра экономического анализа и прогнозов Института экономики РАН, за январь-февраль 2009 г. общий объем грузоперевозок в стране сократился на 18,8%. Основная причина – падение объемов производства и снижение внутреннего и внешнего спроса. Часть грузов в целях экономии стали перевозить не по железной дороге и не по воздуху, а по морю. Несмотря на это, в портах снижается оборот контейнерных грузов, а застройщики портовых комплексов урезают инвестиции. К приему готов! Портовый флагман Ленинградской области – Усть-Луга тоже попала в тиски экономического кризиса. ОАО «Компания «Усть-Луга», пересматривая планы на текущий год, может сократить объем инвестиций на 30 – 40% (до 2 – 2,5 млрд рублей). По словам генерального директора компании Максима Широкова, «это только предварительные данные, о конкретных цифрах можно будет говорить в конце первого квартала». Руководитель заверил, что все необходимое оборудование на терминалы в этом году все же поступит, а ввод его в эксплуатацию позволит значительно увеличить контейнерный оборот. Порт Усть-Луга специализируется на хранении и перевалке угля, генеральных, навалочных, лесных грузов и контейнеров. Реализация всего проекта даст нам самый глубоководный порт на Балтике, способный принимать сухогрузные суда с дедвейтом до 75 тыс. тонн. В порту также появится возможность обрабатывать наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. Суждено ли осуществиться столь грандиозным планам? Чтобы выйти из затруднительного положения, в котором в период кризиса оказались многие российские застройщики, компания привлекла кредит Евразийского банка развития на сумму 100 млн долларов. Средства предназначены для строительства многопрофильного перегрузочного комплекса и площадок хранения грузов, а также для строительно-монтажных работ на портовом терминале. В декабре прошлого года акционеры компании приняли решение о доп-эмиссии 15,8 тыс. обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 500 руб. за 1 шт. По мнению руководства компании, этих средств достаточно для реализации инвестиционной программы. Кроме того, летом для развития терминала «Юг-2» возможно получение 1 млрд руб. из инвестиционного фонда России. Первая очередь многопрофильного комплекса введена в строй в прошлом году и рассчитана на ежегодную перевалку 100 тыс. автомобилей. С вводом второй очереди суммарная мощность увеличится до 250 тыс. единиц. Частью терминала «Юг-2» станет логистический комплекс, ориентированный на широкий ассортимент грузов. Общая площадь будущего терминала составит 97,8 га, а стоимость реализации проекта превышает 300 млн евро. В трюмах пусто В том, что инфраструктура Усть-Луги будет готова к сроку, мало кто сомневается. Что же касается загрузки порта в целом и его новых терминалов в частности, эксперты выказывают сдержанный оптимизм. С начала года через терминал «Юг-2» прошло всего около 3,5 тыс. автомобилей, причем в первый месяц весны было обработано порядка 2,2 тыс. иномарок. Остается лишь надеяться, что в апреле последует рост. По словам заместителя генерального директора компании по портовым проектам Александра Головизнина, сейчас компания работает над привлечением других грузов, которые можно перевозить на судах типа «ро-ро». Речь идет в первую очередь о тяжелой технике, проектных грузах, пиломатериалах. В будущем на терминале ждут также суда других типов – из числа наиболее современных и востребованных на Балтике. Добавим, что благодаря переходу на обслуживание судов такого типа несколько лет назад резко вырос грузооборот таллинского порта. Есть все шансы, что Усть-Луга повторит успешный опыт соседей. Что касается автомобильных перевозок, то, по словам А. Головизнина, «полугодовые запасы иномарок сейчас стоят на резервных торговых площадках. Спрос на иностранные автомобили в нашей стране после поднятия пошлин упал на 30 – 40%». По мнению эксперта, результаты перепроизводства иностранных автомобильных заводов сейчас можно увидеть, например, на складах Финляндии недалеко от границы с Россией: «Сейчас в страну ввозятся только те автомобили, которые уже точно куплены или должны быть проданы в ближайшее время. Все остальные машины продавцы стараются держать наготове неподалеку от России». «Мы, конечно, понимали, что кризиса не избежать, но не ожидали, что его последствия будут столь масштабными», – добавил Максим Широков. Отложит создание собственного терминала в порту Усть-Луга, скорее всего, компания «РУСАЛ». Пока инвестор не отказывался от реализации проекта полностью, но сроки, очевидно, будут перенесены. Алюминиевая корпорация намерена инвестировать в строительство перевалочного комплекса в Усть-Луге более 300 млн долларов. Комплекс, запуск которого запланирован на 2011 г., будет состоять из двух терминалов для обработки алюминия и глинозема. Первоначальные объемы по перевалке составят 2,5 млн тонн глинозема и 2 млн тонн алюминия. В дальнейшем мощность терминала для перевалки глинозема может быть увеличена до 4,5 млн тонн в год, для перевалки алюминия – до 3,5 млн тонн в год. Данный проект должен стать первым шагом в реализации программы по созданию собственных специализированных портовых мощностей «РУСАЛа». Отметим, на долю этой корпорации приходится около 12% мирового рынка алюминия и 15% глинозема. Битва за объемы Сокращения коснутся и реконструкции железнодорожных подходов к Усть-Луге. В прошлом году РЖД направили на эти цели 14 млрд руб. В 2009 году мировой финансовый кризис заставил компанию сократить инвестиционную программу до 13 млрд рублей. Зато новый нефтеналивной терминал мощностью 10 млн тонн, который займется перевалкой на экспорт мазута и дизельного топлива, должен заработать в этом году. Заказчиком терминала выступает ОАО «Роснефтьбункер» – дочернее предприятие государственного ОАО «Зарубежнефть». Согласно проекту, общий объем инвестиций в проект составляет 176 млн евро. Площадь терминала – 88,4 га. Планировалось, что в 2011 году комплекс выйдет на мощность 25 млн тонн в год. Однако эксперты опасаются, что введение в строй нефтеналивного терминала в Усть-Луге приведет к сокращению объемов перевалки на Петербургском нефтяном терминале, перегрузившем в прошлом году более 11 млн т грузов. Новый терминал может увести часть нефтеналивных грузов из Петербурга, и тогда мы станем свидетелями нового вида портовой конкуренции – региональной. Впрочем, этого еще может и не быть. По материалам www.spbvedomosti.ru/ |