В качестве продуктов GTL-процесса могут быть рассмотрены следующие: − Синтетическая нефть – не используется на месте, смешивается и транспортируется на переработку с обычной нефтью (конденсатом). − Дизельное топливо – используется на месте. − Прочие продукты (нафта, смазочные масла, парафины). Коммерческое использование данной технологии всегда было ограничено двумя основными факторами: - периодами низкой стоимости нефти, что сразу делало исследования в области альтернативного топлива задачей второстепенной важности; - большими капитальными затратами, необходимыми для строительства заводов. Основными игроками на рынке GTL являются компании: Sasol (ЮАР), Royal Dutch/Shell, Exxon Mobil, Syntroleum, Rentech, ConocoPhilips, BP. ChevronTexaco, Euroil Ltd. Дальше всех в своих наработках продвинулась Sasol, использующая трехэтапный процесс преобразования газа в углеводороды. Кратко процесс можно описать так. Газ на первой стадии преобразуется в синтетический газовый поток, насыщенный водородом и моноокисью углерода. Затем эта смесь подвергается реактивной каталитической обработке, после чего газовый поток превращается в парафиновую нефть. И эту нефть уже перерабатывают в нефтепродукты - дизельное топливо и прямогонный бензин. Однако исходный газ вырабатывается в данном случае путем газификации угля. Во всех производствах, работающих по технологии GTL, первой и наиболее капиталоемкой стадией является переработка природного газа в синтез-газ (смесь водорода и окиси углеродов в определенном соотношении). Это самая энергоемкая стадия технологии GTL, на долю которой приходится 60–70% из общих капитальных затрат. На второй стадии (по первому варианту производства синтетических моторных топлив) синтез-газ в присутствии катализаторов превращают в многокомпонентную газожидкостную смесь углеводородов (преимущественно парафиновых). Капитальные затраты на этой стадии составляют 20–25% от стоимости всего производства. На третьей стадии осуществляется облагораживание газожидкостной смеси углеводородов (процессы гидрирования, гидрокрекинга, гидроизомеризации и ректификации). Капитальные затраты на эту стадию составляют 5–15 процентов. Производства GTL В настоящее время в эксплуатации находится несколько заводов по производству синтетических моторных топлив из угольного и природного газа, среди которых наиболее мощными являются Synthol (ЮАР), Royal Dutch/Shell (Малайзия). Процесс превращения газа в жидкие нефтепродукты используется Sasol в Южной Африке в течение более 50-ти лет и на сегодня этот проект является экономически выгодным. Поскольку достигнутые успехи удовлетворили компанию, было объявлено о планах по строительству аналогичных заводов в Нигерии и Катаре. Кроме Sasol, данную технологию уже 10 лет использует в промышленном производстве и Shell на своем заводе в Малайзии. К настоящему времени есть информация о 9 находящихся на разных стадиях проектах в области GTL, наиболее крупные из которых расположены на территории Катара. Мощности GTL Компания | Место расположения | Мощность. Баррелей/день | Основные характеристики | Существующие мощности | Sasol 1 | Sasolburg, ЮАР | 5600 | 1955 уголь | Sasol II/Ш | Secunda, ЮАР | 124000 | 1955/1980 уголь, легкие олефины, бензин | Petro SA (бывший Mossgas) | Mossel Bay, ЮАР | 22500 | 1991, уголь, бензин и дизтопливо | Shell MDS | Bintulu, Малайзия | 14000 (12500 до 1997) | 1993, природный газ, смазки, химикаты, дизтопливо | В строительстве | Sasol ChevronTexaco | Escravos, Нигерия | 34000 | Завершение в 2006, природный газ, 1,02 млрд. | Sasol Chevron /QP (Oryx) | Ras Laffan, Катар | 33700 | Завершение в 2006, природный газ. 850 млн. Изучается вопрос об увеличении мощностей до 100000 к 2009 г. | Shell (Pearl) | Катар | 70000 | Завершение в 2009, природный газ 140,000 | Exxon Mobil | Катар | 154000 | Завершение в 2011, природный газ |
|