Нефтехимический холдинг «Сибур» 16 июня 2009 сообщил, что завершил на «Воронежсинтезкаучуке» (ВСК, Воронежская область) реализацию инвестиционного проекта стоимостью 800 млн руб. по переводу части производства полибутадиеновых каучуков на неодимовую каталитическую систему (СКД-НД), а также изготовление растворного бутадиен-стирольного каучука (ДССК). Таким образом, по мнению компании, ВСК теперь сможет выпускать новые виды каучука, обладающие улучшенными свойствами по прочности, износостойкости и экологичности, предназначенные для производства автомобильных шин в среднем и высоком ценовом сегменте. При этом общий объем производства полибутадиеновых каучуков на «Воронежсинтезкаучуке» останется на прежнем уровне — 160 тыс. тонн в год, однако половина из этого будет производиться уже по новой технологии. «В будущем при наличии соответствующего спроса предприятие может полностью перейти на производство новых каучуков», — подчеркивается в сообщении «Сибура». И сегодня же другое предприятие холдинга — «Тольяттикаучук» (ТК, Самарская область) — начало реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства изопрена, которое позволит существенно снизить себестоимость продукции и увеличить проектную мощность производства с нынешних 60–70 тыс. тонн в год до 100 тыс. В ближайшие три года, как сообщили на предприятии, ТК будет выбирать наиболее перспективную технологию производства изопренового каучука по методу одностадийного синтеза изопрена, разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта и в 2014 году планирует выпустить пробную партию изделий по новой технологии. Изопреновый каучук также используется для изготовления шин, резинотехнических и медицинских изделий. В «докризисных» ценах реконструкция производства изопрена на «Тольяттикаучуке» оценивалась в 1,5 млрд руб. Однако в «Сибуре» считают, что модернизацию отечественных каучуковых производств нужно проводить именно сейчас. «Ведущие мировые производители шин создают производственные площадки на территории России, и “Сибур” нацелен на удовлетворение растущего с их стороны спроса на качественные каучуки, — пояснил позицию холдинга его президент Дмитрий Конов. — Мы повышаем рентабельность наших предприятий, комплексно решая вопросы экологии, обновления технологий и сокращения затрат на производство». Впрочем, в своем стремлении модернизировать производство сырья для шинных заводов «Сибур» не одинок: в начале июня генеральный директор крупнейшего в России производителя синтетического каучука «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ, Татарстан) Владимир Бусыгин также заявил, что НКНХ найдет 125 млрд руб., чтобы в ближайшие три года завершить свою инвестпрограмму, предполагающую удвоение объемов производства. Синтетический каучук в объеме производства продукции сейчас занимает 64%. Более половины выпускаемого каучука предприятие экспортирует для нужд таких мировых шинных грандов, как Goodyear, Dow, Michelin, Pirelli, Continental, Bridgestone. Таким образом, отечественные каучуковые заводы, несмотря на кризис, сейчас стараются по максимуму уйти из списка поставщиков сырья для производства шин экономкласса (стоимостью менее 50 долларов за штуку) в класс премиум (стоимость свыше 120 долларов за штуку). По сути, шины первой категории остались только на конвейере АвтоВАЗа — даже «народный» ныне Renault Logan оснащается шинами более высокой ценовой категории, не говоря уже о более дорогих моделях и марках автомобилей. Прошедшие десять лет показали, что развитие шинной отрасли идет только в одном направлении — даже снижение доходов населения не изменило желание потребителей ездить на хороших шинах. Тем более что и зарубежные шинные игроки не собираются отказываться от размещения в России своих производств. В дополнение к уже открытым в нашей стране производствам Nokian и Michelin площадку для нового завода сейчас выбирает совместное предприятие «Ростехнологий» и Pirelli (по всей вероятности, партнеры все же не будут затевать новое строительство в Самарской области, а купят Воронежский шинный завод-2, который сейчас за долги выставлен на продажу российско-голландским шинным холдингом Amtel-Vredestein). Более того, в самый разгар кризиса, под Новый год, объявила о строительстве шинного завода в России и японская корпорация Yokohama Rubber Company. Она намерена вложить в этот проект 11 млрд руб. и начать с 2011 года в особой экономической зоне «Липецк» (Липецкая область) выпускать 3,5 млн легковых шин в год. Понятно, что если по окончании острой фазы кризиса российские каучуковые заводы не смогут обеспечить потребности этих заводов высококачественным сырьем, то в дальнейшем будут вынуждены довольствоваться лишь скромной ролью поставщиков сырья для шин, производимых, например, по заказу невзыскательного Министерства обороны. КОММЕНТАРИЙ
Анатолий Вакуленко, аналитик ИК «Финам»: - Текущий кризис, приведший к снижению спроса на продукцию каучуковых заводов со стороны их основных партнеров, существенно ухудшил финансовое положение участников этого рынка. Однако большинство из них имеют серьезную финансовую поддержку со стороны крупных холдингов и опорных банков. «Сибур», именно сейчас запуская модернизацию своих каучуковых производств, очевидно, рассчитывает на то, что переход этих заводов на новые технологии может быть произведен наименее затратным способом — и цена временной остановки производства существенно снизилась, и стоимость строительных и монтажных работ. По материалам www.expert.ru |