Свойства термоусадочных пленок Физико-механические и экcплуатационные свойства пленок обусловлены химической природой применяемого полимера и степенью его ориентации. Важными характеристиками термоусадочных пленок являются степень усадки (коэффициент усадки) и напряжение усадки. Степень усадки характеризуют отношением линейных размеров образца до, и после усадки и определяется по формуле: Kyс = (Lo - L/Lo)*100%, где Lo и L - длина образца до и после усадки. Напряжение усадки - это напряжение, возникающее в ориентированном материале при нагревании до определенной температуры, определяется по формуле: Сус = P/S, МПа, где Р - усилие, возникающее при усадке; S - площадь поперечного сечения образца после усадки. Напряжение усадки зависит от температуры и продолжительности нагрева пленки. Чем ниже температура усадки, тем больше времени требуется для усадки пленки. Если производить усадку при высоких температурах, то время усадки может быть незначительным. Прочность пленок после усадки несколько уменьшается, но остается достаточной, чтобы обеспечить целостность упаковки. Для упаковывания единичных изделий небольшой массы, например, хлебобулочных изделий, тушек птиц, аэрозольных баллонов, сувенирные наборов применяются пленки толщиной 20 - 50 мкм, для групповой упаковки выбирается пленка толщиной 50 - 100 мкм, для пакетирования на поддонах (штабельной упаковки) - пленка толщиной 100 - 250 мкм. Основные свойства термоусадочных пленок Полимер | Плотность, г/см3 | Степень усадки, % | Напряжение усадки, МПа | Температура усадки при упаковывании, °С | Температура сварки, °С | ПЭНП | 0,92 | 15-50 | 0,3-3,5 | 120-150 | 150-200 | ПЭНП радиационно-модифицированный | 0,92 | 70-80 | 1,0 -3,5 | 110-210 | 170-230 | ПП | 0,9 | 70-80 | 2,0-4,0 | 150-230 | 175-200 | ПВХ | 1,4 | 50-70 | 1,0-2,0 | 110-155 | 135-175 | ВХВД | 1,65 | 30-60 | 1,0-1,5 | 95-140 | 200-315 | ПС | 1,05 | 40-60 | 0,7-4,0 | 130-160 | 120-150 | Эскаплен | 1,1 | 30-50 | 1,0-2,5 | 100-150 | 180-250 |
Для достижения высоких физико-механических и технологических характеристик термоусадочной пленки, как упаковочного материала к ней предъявляются следующие требования: рецептура, высокая однородность свойств по всему полю полотна, высокое качество намотки. Варианты упаковывания в термоусадочную пленку Возможные варианты упаковывания в термоусадочную пленку могут быть условно разделены на три основные группы: Единичная упаковка. Ее называют штучной, или индивидуальной. Каждое отдельное изделие обертывается пленкой, которая после усадки плотно облегает изделие, повторяя его конфигурацию. Групповая упаковка. Предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые, как и при единичной упаковке, обертываются пленкой, после усадки которой получается плотный пакет. Упаковывание может производиться только в пленку или с использованием предварительной укладки изделий на специальные подложки. Этот вид упаковки может применяться в качестве транспортной тары. Штабельная упаковка. На жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, книги, кирпичи, лотки с банками, бутылками и т.д.), которые сверху покрываются чехлом из термоусадочной пленки и подаются в туннельную печь. После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещать подъемно-транспортными средствами. Штабельная упаковка представляет собой современный и перспективный вид транспортной упаковки товаров. Оболочки из термоусадочной пленки по конструктивному исполнению подразделяются на обандероливающие, полностью обертывающие и зачехляющего типа. Обандероливающие пакетирующие оболочки покрывают группу изделий (упаковочных единиц) или транспортный пакет (блок-пакет) по периметру полностью, а на торцевых сторонах имеют отверстия. При полном обертывании пленочная оболочка полностью покрывает транспортный пакет или группу изделий (упаковочных единиц). Для скрепления транспортных пакетов пакетирующими оболочками зачехляющего типа из рукавной термоусадочной пленки изготавливаются чехлы путем соединения сварным швом верхних краев отрезка рукава. Применение термоусадочной пленки По опыту зарубежных предприятий 95% термоусадочных пленок используется для упаковки непищевых продуктов и только 5% для пищевых (чаще всего для упаковки пиццы и овощей). В нашей стране термоусадочные пленки нашли широкое применение для упаковки пищевой продукции. Сферы применения ее в пищевой отрасли довольно разнообразны, наиболее частые из них следующие: - упаковка хлебобулочных изделий - применяется для увеличения сроков реализации и, кроме того, в такой упаковке хлебобулочные изделия приобретают эстетичный товарный вид; - упаковка мяса и птицы – для увеличения сроков хранения, придания эстетичного вида и удобства для розничной продажи; - упаковка кондитерских изделий или полуфабрикатов с использованием лотков соответствующих размеров. Такая упаковка, благодаря жёсткому лотку, обеспечивает большую сохранность продукта по сравнению с обычной расфасовкой в пакеты и имеет более привлекательный для потребителя объём фасовки. - групповая упаковка банок, бутылок, пакетов с алкогольными и прохладительными напитками, молочными продуктами и др. Также термоусадочная пленка используется и в сфере непищевых товаров. В частности с ее помощью осуществляют: - упаковку бумажных изделий – бумаги для факсов, полиграфической продукции. В данном случае используется термоусадочные пленки с низкой степенью усадки; - упаковку продукции радиоэлектронной, металлообрабатывающей и легкой промышленности; - упаковку хозяйственных изделий; - упаковку химических, пищевых, медицинских, парфюмерных товаров; - упаковку строительных материалов: плинтусов, штапика, наличников, карнизов, жалюзи, обоев и многих других длинномеров. В данном случае используется термоусадочные пленки с различной усадкой в продольном и поперечном направлениях; - упаковку видеокассет, CD-, DVD-дисков, сувениров и др. Также термоусадочные пленки применяют для упаковывания продукции на кирпичных и стекольных заводах.
История термоусадочной пленки История термоусадочных упаковочных материалов началась в 1938 году с изобретения французского ученого Анри де Пуа. Производство термоусадочных пакетов началось в США в 1939 году, а патент был оплачен и защищен в 1945 году. Последующее развитие термоусадочной пленки из пластика в начале 1940-х гг. связано с выходом американских производителей на рынок Европы. Это событие стало поворотным моментом в упаковке пищевых продуктов и технике продаж. Термоусадочные пакеты для упаковки птицы перевернул всю промышленность США по производству индейки, а затем практически захлестнули весь мир и в настоящее время используется почти во всех странах-производителях и экспортерах пищевых и непищевых продуктов в мире для широчайшего ассортимента продуктов. Первые термоусадочные пленки изготавливались из ПВХ, как наиболее технологически простого и недорого материала. Однако, традиционные ПВХ-пленки, имеющие в своем составе активный элемент хлор, вызвали массу претензий со стороны «зеленых». Первоначально в качестве заменителя ПВХ-пленок предлагались полипропиленовые пленки, изготовленные таким образом, что у них возникал эффект термоусаживания. Однако в силу ряда причин - ограниченной величины и более высокой, чем у ПВХ, температуры термоусадки, худшей свариваемости, потере свойств при низких температурах и т. д. - полипропиленовые пленки не смогли заменить ПВХ. Следующим шагом стало создание соэкструдированных пленок, имеющих в составе сополимеры полипропилена и линейного полиэтилена. Они приблизились по потребительским свойствам к ПВХ-пленкам и в некоторых случаях даже превзошли их. Наиболее современными и качественными являются термоусадочные пленки на основе полиолефинов, в частности линейного полиэтилена. Полиолефиновые пленки на основе линейного полиэтилена способны заменить ПВХ практически во всех сферах применения, а также обеспечивают ряд дополнительных полезных свойств. Термоусадочные полиолефиновые пленки, широко применяющиеся в ЕС (сегодня Европа уже практически перешла с термоусадочных ПВХ-пленок на полиолефиновые) и США, завоевывают и российский рынок. Переходу с термоусадочных ПВХ-пленок на ПО-пленки способствует рост интереса к полиолефиновым пленкам со стороны отечественных производителей, в основном, кондитеров, производителей хлебобулочных изделий. По некоторым данным, в России за последний год спрос на них увеличился на 100%. Кроме того, запрещение использования ПВХ-пленок во многих странах Европы, приводит отечественных производителей, поставляющих свой товар на внешний рынок, к необходимости использования альтернатив термоусадочной ПВХ-пленки. В отношении состояния отечественного производства термоусадочных полиолефиновых пленок следует отметить, что пока оно практически все основывается на методе экструзии, что отчасти связано, как с относительно дорогостоящей организацией производства многослойных пленок, так и с отсутствием российского производства линейного полиэтилена (вводимого в наружные слои многослойных термоусадочных пленок). Многослойные пленки – лучше и дешевле
Многослойность в случае пленок срабатывает, как эффект "веника". Можно существенно снизить толщину при сохранении всех потребительских свойств. Это позволяет существенно экономить на упаковке. Многослойная термоусадочная пленка включает первый слой сополимера с кислотой, сополимера этилена с α-олефином или их смесь, второй слой, содержащий сополимер этилена с 9-20 мас.% винилацетата. Пленка может иметь третий слой из барьерного полимера, четвертый слой - сополимера этилена с 9-20 мас.% винилацетата и пятый слой. Формирование каждого слоя многослойной термоусадочной пленки происходит отдельно. Поэтому возможные дефекты каждого слоя не совпадают, и пленка оказывается на 15-20% прочнее, чем аналогичная по толщине однослойная. Таким образом, становится реальным уменьшение толщины (а значит и себестоимости) многослойной «термоусадки» без ухудшения ее эксплутационных характеристик. Кроме того, уменьшение толщины пленки дает возможность снизить температуру в термотуннеле, что позволяет потребителю пленки экономить электроэнергию. Обладает отличной прозрачностью и глянцем в сочетании с высокой прочностью сварного шва и плотностью. В дальнейшем на российском рынке будет происходить замещение однослойных пленок на многослойные. Устойчивость тенденции перехода российского производства на многослойные термоусадочные пленки обеспечивается экономичностью и оптимизацией производства на основе соэкструзии. Так, увеличение прочности многослойных пленок приводит к возможности уменьшения ее толщины, а соответственно и себестоимости производства. В ближайшие годы однослойная пленка будет вытеснена Бурное развитие производств многослойной термоусадочной пленки в ближайшие годы обусловлено следующими факторами: 1. Огромный потенциал для замещения однослойной пленки Согласно результатам проведенного исследования на территории РФ по итогам 2005 года действует около 130 предприятий, занимающихся производством термоусадочной пленки. Более половины объема производства 2005 года (около 65,7%) многослойных термоусадочных пленок составляют трехслойные пленки. При этом объем производства трехслойных термоусадочных пленок в натуральном выражении в 2005 году составил около 27,2 тыс.тонн, что на 23,8% больше объема производства трехслойных термоусадочных пленок в 2004 году. Структура производства многослойных термоусадочных пленок в 2005 году, % Объем производства многослойной термоусадочной пленки в 2005 году составил 41405 тонн, что больше объема производства данной продукции 2004 года на 21%. Относительно малая доля производства многослойных термоусадочных пленок в 2004-2005 гг. обусловлена относительно дорогостоящей организацией производства данного вида продукции. Доля многослойных термоусадочных пленок в 2005 году возросла на 0,8% по отношению к 2004 году и составила около 22,9% (соответственно, доля однослойных уменьшилась на 0,8% и составила около 77,1%).
Структура производства термоусадочной пленки в зависимости от применяемого метода производства в 2004-2010 гг., % 2. Масштаб российского рынка термоусадочной пленки в целом Несмотря на то, что уровень потребления упаковочных материалов на российском рынке, заметно ниже показателей развитых стран, в силу размеров территории и численности населения отечественный рынок обладает значительным объемом. В 2005 году объем производства термоусадочной пленки составил 205 тыс.тонн. (Этот объем способны покрыть более 40 крупных по западным меркам производств) Относительный низкий уровень потребления продукта говорит о потенциале рынка. 3. Высокие темпы развития российского рынка термоусадочной пленки
В 2006 году темпы роста объемов потребления термоусадочной пленки составили 20%. Темпы роста объемов производства многослойных пленок (21%) опережают темпы прироста объемов однослойных пленок (15,5%). При этом наиболее высокие темпы имеют производства трехслойных (27,3%) и пятислойных (28,4%) термоусадочных пленок. 4. Ужесточение конкуренции на рынке однослойной пленки Низкие барьеры входа обуславливают существование множества местных локальных производств. В настоящее время на российском рынке термоусадочную пленку изготавливают около 140 производств. Подобный характер размещения производств обуславливает низкий уровень доходности и прибыльности. 5. Тенденция укрупнения производств Укрупнение производств – закономерный этап становления любого рынка. Если в Европе среднее пленочное производство характеризуется мощностью около 5 тыс.тонн в год, то в России этот показатель составляет 300-400 тонн. По мере становления рынка идет процесс укрупнения одних производителей и отмирания других. В результате на рынке останется несколько десятков крупных производителей. Они смогут предлагать более качественный продукт по более низкой цене, большой ассортимент и набор сервисных услуг. Крупные производители способны позволить себе применять дорогие добавки. 6. Развитие спроса на печать на термоусадочной пленки Одной из этих сервисных услуг является печать на термоусадочной пленке. Развитие данного направления связано со стремительным ростом спроса на печать на групповой упаковке, а также с модой на объединяющую два предмета упаковку. 7. Открытие внутренних производств линейного полиэтилена Рецептура внутреннего слоя требует использования ЛПЭВД. Запуск отечественных производств, безусловно, облегчит доступ к сырьевой базе. А во-вторых, снизит себестоимость готовой пленки. Тем самым, делая ее более конкурентной по сравнению с однослойной пленкой. Таким образом, ожидается бум открытия производств многослойных термоусадочных пленок. Рынок характеризуется относительно неравномерной концентрацией производителей, что влияет на степень насыщения и развития региональных рынков. Учитывая также крайне ограниченное предложение многослойной термоусадочной пленки, в настоящее время для потенциальных инвесторов главным является изучение спроса и конкуренции на региональных рынках.
Подробнее с анализом текущей ситуации и прогнозом развития российского рынка термоусадочной пленки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок термоусадочной пленки в России»
|