Татарстану следует активнее использовать собственный битум при строительстве дорог. Однако работа над повышением качества этого продукта должна быть продолжена. Такие выводы были сделаны на "круглом столе" в "Татнефтехиминвест-холдинге", состоявшемся накануне профессионального праздника нефтяников в начале сентября 2009. Муки выбора По словам участвовавшего в "круглом столе" первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павла Чернова, Россия почти стопроцентно использует для строительства дорог асфальтобетонные смеси. И в обозримой перспективе достойных аналогов им не появится. Асфальтобетон, в свою очередь, немыслим без дорожного битума, который получают из гудрона, остающегося в колоннах нефтеперерабатывающих заводов после перегона бензина и дизтоплива. При этом качество битума напрямую влияет на долговечность и незыблемость дорожного покрытия. О том, что в этой сфере еще есть над чем трудиться, может догадаться любой, кто ездил по нашим дорогам. В Татарстане порядка 20 крупных организаций, занимающихся дорожным строительством, и один крупный производитель соответствующих марок битумов - НПЗ ОАО "ТАИФ-НК". Однако, как выяснилось, это не гарантирует стопроцентного использования местной продукции в татарстанском дорстрое. Так, по данным главного инженера "ТАИФ-НК" Михаила Тюнина, их установка "Битурокс" по производству дорожного битума загружена примерно на 60%. При мощности 120 тыс. тонн в год в 2007-м (первый год работы) было выпущено 59,5 тыс. тонн дорожных и кровельных битумов, в 2008-м - 75,9 тыс. тонн, за 7 месяцев 2009-го - 42,6 тыс. тонн. Большая часть реализации пришлась на Татарстан (в 2008 году - 57 тыс. тонн, в 2009-м - около 30 тыс. тонн). Тем не менее в общей структуре потребления подрядчиков дорожно-строительного комплекса РТ продукция "ТАИФ-НК" не занимает даже половины. По информации, предоставленной "Татнефтехиминвест-холдингом", в июле 2009 года татарстанские дорожники закупили порядка 5,87 тыс. тонн битумов "ТАИФ-НК", но более 6,32 тыс. тонн пришлось на прочих, не татарстанских производителей. К ним относятся "Салаваторгсинтез", НПЗ Уфы, Кстова, Сызрани и другие предприятия. В чем дело? Об установке "Битурокс" было сказано немало хорошего. Во-первых, в стране их пока всего три. Во-вторых, принципиальным отличием ее работы от стандартных процессов окисления битумов является усовершенствованный реактор с мешалками и системой подачи воды и воздуха. Это, по заверениям представителя "ТАИФ-НК", позволяет в широком диапазоне обеспечивать идеальное смешение и равномерное распределение окисления по всему объему. Кроме этого, главный инженер компании отметил, что сырье для производства битума получает предварительную подготовку еще на вакуумном блоке. Все это приводит к тому, что от партии к партии изменения в составе продукции (а самый главный показатель для дорожников - это стабильность битума) становятся минимальными. По словам Михаила Тюнина, качество дорожных битумов с большим запасом удовлетворяет требованиям российского ГОСТа и подтверждено сертификатами соответствия "Автодорсет", а также исследованиями лабораторий МАДИ, ВНИИУС, ОАО "Татнефтедор", ОАО "Алексеевскдорстрой" и другими. Представленные сравнительные таблицы по качественным характеристикам нижнекамского и уфимского битумов также демонстрировали преимущества первого. Однако вопрос предпочтений так и остается открытым. Гендиректора ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" Рафината Яруллина интересовало, почему дорожники покупают продукцию за пределами республики. "Почему дорожники не любят вас? Почему они предпочитают Уфу, Пермь, Нижний Новгород?", - спросил он производителей битумов. Представители нижнекамского НПЗ сослались на сложившуюся традицию: есть давние связи дорожных организаций и определенных поставщиков. Кроме того, первый заместитель гендиректора "ТАИФ-НК" Александр Кантуев отметил, что на уменьшении в 2009 году объемов продаж сказалось и решение отгружать продукцию только по предоплате. Вынужденная мера была продиктована проблемой расчета за поставленный битум: за 2008 год с предприятием рассчитались только в феврале 2009 года. Получить комментарий от самих дорожно-строительных организаций не удалось, но отчасти их позицию на "круглом столе" высказал Павел Чернов. "Не секрет, что по некоторым показателям до прошлого года у нас были претензии к заводу со стороны дорожников", - отметил замминистра. Однако он подчеркнул, что в результате проводимых на "ТАИФ-НК" работ показатели этого года значительно отличаются от прошлогодних (2008), особенно в части стабильности битума. |