Фото: jiunlimited.com/Russian Look Агросоюз «Юг Руси» запустил в промышленную эксплуатацию первую очередь Новошахтинского завода нефтепродуктов (Новошахтинск, Ростовская область) мощностью переработки 2,5 млн тонн сырой нефти в год. По утверждению собственников, сумма инвестиций в проект на этом этапе составила около 15 млрд рублей. В перспективе предполагается расширение производства до переработки 7,5 млн тонн. Идея строительства собственного нефтеперерабатывающего предприятия у руководства Ростовской области возникла еще в конце прошлого века (в основном конкуренте региона по Южному федеральному округу – Краснодарском крае – давно функционируют сразу три НПЗ). До этого топливом Дон снабжался, как правило, из близлежащего, но уже ставшего заграничным Лисичанского НПЗ. Как признался губернатор области Владимир Чуб, «создавались нервозные колебания по ценам на ГСМ и обеспечению нефтепродуктами, главным образом дизтопливом, области. К тому же из-за закрытия 53 из 65 шахт в Восточном Донбассе только в Новошахтинске и Красносулинском районе без работы остались около 20 тыс. шахтеров». Однако желающих браться за столь дорогостоящийпроект не находилось. И губернатору пришлось уговаривать главу близкого к нему и крупнейшего на юге агрохолдинга «Юг Руси» Сергея Кислова взять на себя амбициозную задачу. Со своей стороны донские власти обязались помочь с решением вопроса врезки в «трубу»: неподалеку проходила трасса нефтепровода Суходольная–Родионовская, протянутая мимо Украины. Свою часть задачи администрация выполнила еще в феврале 2004 года, получив разрешение от руководства государственной «Транснефти» на врезку в районе Новошахтинска. Однако процесс застопорился. Сначала возникли разногласия при отведении земельного участка между строителями и местным совхозом, затем появились разногласия по контрольным цифрам проекта (сначала предполагали вложить 1,75 млрд рублей и выдать на первом этапе 1,3 млн тонн в год, затем и мощности, и инвестиции начали расти как на дрожжах), пошли затяжки с многочисленными согласованиями и т. д. В итоге первоначальный срок запуска НПЗ в 2005 году был сорван, как и последующие ежегодно провозглашаемые даты начала работы, пока сумма инвестиций не выросла на порядок. Теперь, по утверждению Сергея Кислова, на первом этапе завод до конца года 2009 будет перерабатывать по 150 тыс. тонн нефти в месяц, выходя на показатели 2,5 млн тонн в год. При этом выпускать он будет главным образом темные фракции нефтепродуктов – мазут М-40 и М-100, а также судовое топливо ИФО-180, ИФО-380, дизтопливо ДМА, печное топливо для котлоагрегатов и теплотехнических установок. В компании утверждают, что лишь 10% его продукции будет направляться на собственные нужды «Юга Руси», а остальное пойдет сельхозпредприятиям Ростовской области и ЮФО, а также в качестве бункерного топлива для судоходных компаний Азов-Донского бассейна. В качестве поставщиков нефти выступят несколько десятков компаний, в том числе и крупные операторы ТНК-ВР, «Тюменьнефтегаз», «Роснефть» и др. Сырье будет поступать на завод по трубе (1 млн тонн) и железной дороге (1,5 млн тонн). В руководстве холдинга предусматривают введение второй очереди НПЗ, которая позволит нарастить мощности до 7,5 млн тонн и выпускать высокооктановый бензин (2% на собственные нужды, остальное – на продажу), светлые нефтепродукты по стандартам «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Однако когда это будет и сколько средств на это потребуется, сообщить затруднились. Как и затруднились уточнить глубину переработки нефтепродуктов. КОММЕНТАРИЙ Александр Жуков, аналитик БД «Открытие»: - Данный проект никак не сможет повлиять на ценообразование не то что на юге России, но и в Ростовской области, ибо тягаться с вертикально интегрированными нефтяными компаниями «Юг Руси» не в силах. В данном случае холдинг решает собственные локальные проблемы обеспечения дизтопливом своих огромных предприятий АПК в регионе. Контролировать свои издержки они смогут, снизить цены на нефтепродукты в области – нет. По материалам www.expert.ru |