Правительство может вернуть скидки на железнодорожные перевозки сырья для выпуска сложных минеральных удобрений, отмененные летом 2009. По расчетам химиков, без спецтарифов производство фосфорных удобрений нерентабельно. Минпромторг встал на сторону производителей, но последнее слово остается за Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Возглавляемая Дмитрием Стрежневым РАПУ не выдает цены на минеральные удобрения без решения вопроса о скидках на их перевозки Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) перенесла с 15 ноября на 15 декабря 2009 срок декларирования максимальных цен на минудобрения для сельхозпроизводителей на первое полугодие 2010 года. Эта мера согласована с Агропромышленным союзом, о чем говорится в письме его председателя Ивана Оболенцева президенту РАПУ Дмитрию Стрежневу. Как пояснили в РАПУ, причиной стала нерешенность вопроса о предоставлении исключительных тарифов на железнодорожные перевозки ряда видов химического сырья, от стоимости которых зависит цена удобрений. Исключительные тарифы на перевозку сырья для минудобрений железной дорогой были отменены 1 июля в связи с рекордным ростом цен на удобрения в 2008 году. С тех пор она упала почти втрое. Скидка на перевозки достигала 70%. Вопрос о снижении тарифов для химкомпаний, которые поставляют сложные удобрения на внутренний рынок, обсуждался на выездном совещании у премьера Владимира Путина в Новомосковске 14 сентября. Согласно протоколу заседания (копия есть у "Ъ"), Минпромторгу, Минэкономразвития и ФСТ поручено в ноябре "представить правительству предложения по установлению (в том числе с использованием кодов исключительных тарифов) в 2010 году тарифов на железнодорожные перевозки отдельных видов химического сырья, обеспечивающих их рентабельную переработку на отечественных предприятиях и загрузку соответствующих мощностей". В список сырья входит апатитовый концентрат, хлористый калий, аммиак, сера и серная кислота. Также министерствам совместно с ОАО РЖД поручено "принять меры по установлению" таких тарифов. 16 октября 2009 заместитель главы Минпромторга Денис Мантуров направил в ФСТ письмо, в котором признал необходимость установления исключительных тарифов для химиков. В письме отмечается, что объем производства удобрений в 2009 году ожидается на уровне 14 млн тонн в действующем веществе (снижение на 14% к 2008 году), при этом поставки удобрений сельхозпроизводителям Минпромторг планирует на уровне 2,4 млн тонн (рост на 6%). В министерстве поясняют, что объемы "обусловлены ограниченным платежеспособным спросом", а на мировых рынках произошел обвал цен на удобрения, что привело большинство химпредприятий к грани рентабельности. Источник в ОАО РЖД полагает, что ФСТ не будет восстанавливать спецтарифы. "Они действовали с 1997 года для поддержки отечественных сельхозпроизводителей,— поясняет собеседник.— Но производители удобрений воспользовались скидками для перевозок продукции на экспорт, тем самым увеличив свою рентабельность за счет железной дороги". Однако в Минпромторге отмечают, что российские удобрения на мировом рынке стали неконкурентными из-за высоких затрат на транспорт. Так, в США доля транспорта при доставке сырья для производства аммофоса составляет 5-7% ($13-17 на тонну удобрения), в то время как в России этот показатель составляет 20-30% ($60-70). При этом производители США ближе к целевым рынкам сбыта, говорится в документе. По расчетам Минпромторга, перевозка занимает в цене российских минудобрений 36%, серной кислоты — 30-33%, аммиака — 40-45%. "Производители фосфорных удобрений работают убыточно, некоторые находятся на грани полной остановки",— отмечается в документе. В случае возврата спецтарифов производители минудобрений планируют увеличить объем перевозок в 2010 году более чем на 2 млн тонн, повысив доходы ОАО РЖД на 600 млн руб., отмечают в Минпромторге. В ФСТ не стали комментировать ситуацию. Но 29 октября глава РАПУ, гендиректор МХК "Еврохим" Дмитрий Стрежнев направил службе письмо, предложив перевести аммиак и серную кислоту в самый дешевый первый тарифный класс грузов, а также отменить повышающий коэффициент на перевозку апатитового концентрата, а также привести ставки в специализированном подвижном составе к уровню тарифов для универсального парка. Георгий Иванин из Альфа-банка называет транспортные составляющие для химиков высокими и отмечает, что нелогично повышать стоимость услуг ОАО РЖД в период падения цены на продукцию грузоотправителей. Когда рынок восстановится, низкие тарифы можно индексировать, полагает аналитик. Он говорит, что восстановление началось, но идет медленно. Елена Сахнова из ВТБ отмечает, что возвращение спецтарифов "очень позитивно скажется на отрасли", соглашаясь, что в первом полугодии выпуск фосфорных удобрений был убыточным. Она поясняет, что основной общей проблемой производителей является удаленность сырьевой базы и портов от производственных мощностей. По материалам www.kommersant.ru С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». |