"Наступает время сложных углеводородов", - убеждена КИМ КОУД, вице-президент российского представительства концерна Shell, анализируя новые угрозы и задачи, которые придется решать ТЭКу как в мире, так и в России. Это означает, что пора переходить на разработку сложных месторождений на шельфе, в арктической зоне, пора внедрять более эффективные технологии для добычи тяжелой нефти. Мировой тренд - Почему Shell так много внимания в последнее время уделяет проектам по добыче трудноизвлекаемых углеводородов? Ким Коуд - Смещение нефте- и газодобычи в сторону сложных углеводородов — общемировой тренд. Спрос на энергоресурсы растет во всем мире, потому что растет население, развивается мировая экономика и т. д. И в ближайшие десятилетия спрос продолжит расти. Второй тренд — это то, что легкой нефти (по составу, способу добычи и переработки) становится все меньше.
Как и во всем мире, в России наступает время более сложных углеводородов. Это означает, что пора переходить на разработку сложных месторождений на шельфе, в арктической зоне, что пора внедрять более эффективные технологии для добычи тяжелой нефти, битумов и пр. Shell в 2008 году инвестировал в НИОКР более $1,2 млрд. Это одни из самых высоких показателей в отрасли. - Считается, что наиболее перспективное направление развития нефтегазовой отрасли в мире — это разработка континентального шельфа. - За свою более чем столетнюю историю Shell реализовал огромное количество нефтегазовых проектов, и освоение шельфов было одним из ключевых направлений нашей работы. Первую успешную морскую скважину мы пробурили в 1930-х годах у берега штата Луизиана в Мексиканском заливе. Сначала, когда разработка шельфа шла на небольшой глубине, мы устанавливали стационарные платформы, на опорах которых строилась буровая вышка. Кстати, такая платформа на гравитационном основании установлена в рамках проекта "Сахалин-2" (платформа "Моликпак"). Однако сегодня нефтедобыча сдвигается в глубину, и там мы используем платформы с натяжным вертикальным якорным креплением. Еще одна инновация последних лет — плавучие установки для добычи, хранения и выгрузки нефти. Эти разработки мы используем на своих проектах в Мексиканском заливе, Африке, Норвегии, Малайзии, Бразилии. Наша особенность в том, что мы работаем в различных уголках мира и поэтому имеем самый разнообразный опыт в шельфовых проектах. Наши знания и опыт мы адаптируем под местную специфику — ресурсную базу, сервисы, технологии доступа к месторождениям. Уникальные решения - Вот уже несколько лет Shell работает на российском шельфе в рамках проекта "Сахалин-2". - Основная сложность работы на Сахалине заключается в том, что это сейсмоопасная зона. Между землетрясениями может проходить долгое время, но исключить естественную сейсмическую активность невозможно. Перед нашими инженерами была поставлена задача — придумать такую технологию, которая позволила бы платформе выстоять при подземных толчках. В результате они спроектировали и разработали платформу на опорах маятникового типа. Инновационность ее в том, что между поверхностью платформы и опорами установлены подшипники скольжения, позволяющие верхней части платформы двигаться отдельно от опор, за счет чего удается сохранять равновесие во время землетрясения. - В последнее время в России много говорят о разработке арктического шельфа. Насколько Shell заинтересован в них? - Действительно, мы следим за всеми шельфовыми проектами в мире и по мере возможностей участвуем в тех, где Shell имеет возможность предложить свои технологии и опыт. Шельфовые проекты в субарктических и арктических условиях для нас представляют особенный интерес из-за своей сложности. Мы считаем, что обладаем необходимыми для работы в этих условиях возможностями. Месяц назад я впервые побывала на Сахалине, и меня поразил масштаб происходящего. Это шесть огромных проектов, которые разрабатываются параллельно и запускаются почти одновременно. Поэтому для их успешной реализации важно грамотное управление и эффективный менеджмент. Работа по нашим проектам идет по плану, и ключевым фактором успеха являются наши технологии в области интегрированного планирования. - Какие технологии компания может предложить для освоения Арктики? - Одна из основных проблем, связанных с арктическими проектами,— это короткий сезонный период работ. Сегодня многие арктические исследования связаны как раз с тем, чтобы разработать такие технологии, которые позволили бы этот период увеличить. Кроме того, чтобы знать, какие технологии применять, особенно в таких сложных проектах, нужно иметь четкое представление о специфике месторождения и его структуре. Поэтому на первой стадии работы мы проводим сейсморазведку. На основе полученных данных мы уже определяем наиболее эффективную технологию для разработки месторождения. В холодном климате, например, лучше всего себя зарекомендовала наша технология по сжижению природного газа, основанная на применении двойного смешанного хладагента. Смешанный хладагент — это смесь азота, метана, этана и пропана. Он используется для охлаждения газа до -160°C, в результате чего газ переходит в жидкое состояние и уменьшается в объеме в 600 раз. Shell использует эту технологию на Сахалине. - Но ведь в арктических условиях дополнительную сложность представляет не только добыча углеводородов, но и их транспортировка. Что, на ваш взгляд, является наиболее оптимальным способом — строительство трубопроводов, использование танкеров? - Это сложный вопрос. Все зависит от конкретного месторождения, его расположения, структуры, глубины залегания пластов. В каждом случае необходимо просчитать, какая технология и какой способ извлечения углеводородов будут максимально эффективными, какое оборудование будет использоваться, учесть факторы окружающей среды. И тогда уже составлять маршрут транспортировки. Разумеется, он при этом должен быть коммерчески выгодным. |