До 25 января 2010 года в Правительство РФ поступит на рассмотрение «Стратегия развития биотехнологической отрасли Российской Федерации на 2010 — 2020 гг.». Решение об этом было принято 4 декабря 2009 г. в Москве на совещании Союза предприятий биотехнологической отрасли, где обсуждался предварительный проект долгосрочной Стратегии. Ранее 15 октября на Парламентских слушаниях в Госдуме разработка подобного документа названа важнейшей из многочисленных рекомендаций. Экспертное сообщество не заставило долго ждать и подготовило концепцию документа. Кроме того, Правительству РФ решено представить приоритетные комплексные научно-технические и производственные проекты для реализации в рамках Стратегии, сообщает пресс-служба Общества Биотехнологов России им. Ю. А. Овчинникова. Основным разработчиком Стратегии выступает Общество биотехнологов России им. Ю. А. Овчинникова (ОБР), которое с 2003 годы объединило более 3000 ученых и специалистов в 57 регионах страны, при поддержке Союза предприятий биотехнологической отрасли, которое развивается с 2004 года, а также Экспертного совета по биотехнологической и фармацевтической промышленности при Комитете Госдумы по промышленности. Это второй крупномасштабный документ биотехнологического сообщества для того, чтобы Правительство РФ обратило внимание на проблему и начало возрождение биоиндустрии в стране. Ранее была разработана Национальная программа на 2006—2015 годы, которая осталась практически без внимания на федеральном уровне, однако значительно способствовала системному развитию отрасли в регионах. За последние годы ряд областей активно приступил к разработке и реализации собственных программ развития биотехнологии (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Кировская область и другие), и эта тенденция набирает обороты. «Комплексное возрождение биотехнологий в Росси не возможно без поддержки государства и принятия ряда решений на высшем уровне,поскольку отрасль имеет большое социальное и экономическое значение. От биотехнологии напрямую и во многом зависит развитие медицины, обеспечение страны самыми необходимыми лекарствами, включая вакцины, разработка новейших препаратов, в том числе от рака, СПИДа, гепатитов, диабета и многих других болезней, развитие сельского и лесного хозяйств, энергетики, перевод химической промышленности на биотехнологии, улучшение экологии, развитие регионов и многое другое. Поэтому необходимо на самом высоком уровне выделение приоритетов развития биотехнологии и биоэкономики», — считает один из основных разработчиков экспертной стратегии Президент ОБР Раиф Василов. Пока бюджет России из-за игнорирования биондустрии теряет колоссальные возможности в настоящем и уникальные в будущем. Европейская биоэкономика имеет годовой оборот свыше 1730 миллиардов евро, с занятостью более 22 миллионов человек. В России соответственно на порядки меньше −101,8 миллиардов евро и 9,2 миллиона человек. В Америке уже более 1,5 тысяч биотехкомпаниий, в России не более 50. Тогда как, биоиндустрия, по мнению биотехнологов, это «счастливый билет» и основа для конвертирования геополитических преимуществ России в экономическое развитие государства. Именно биоиндустрия способна решить ключевые вопросы, с которыми страна сегодня сталкивается в плане депопуляции и деградации социально-экономических аспектов жизни на территориях. Так, например, большие надежды по возрождению промышленной биотехнологии эксперты возлагают на постройку 10—12 региональных заводов по глубокой переработке излишков зерна, которое пока за бесценок сплавляется по рекам в Европу и гниет в закромах родины. На базе дешевой глюкозы из зернового крахмала можно получать разнообразные биопродукты, заменяющие промышленные химические вещества. Из молочной кислоты, например, делают одежду, компакт-диски, покрытия, пищевую упаковку. Эта упаковка, выброшенная в мусор, буквально за 2—3 недели разлагается на воду и углекислый газ. А полимер 1,3-пропандиол применяется для изготовления ковровых покрытий, внутренней обивки автомобилей, отличаясь при этом дешевизной, высокой энергоэффективностью, меньшим загрязнением окружающей среды. Одним из важнейших аргументов в пользу биотеха, представленных на совещании, стал анализ патентных заявок по направлениям в России (2002 — 2006 гг.). Он также указывает на то, что приоритетные направления инновационного развития РФ на базе существующего научно-технологического потенциала — это биотехнология (6 556 заявок) и тесно взаимосвязанные с ней фармацевтика, медицинская техника и пищевая химия. Нанотехнологии (126 заявок) — это также одно из приоритетных направлений 6-ого технологического уклада, к которому переходит развитый мир, но ни одна из стран не выбрала ее стратегическим направлением, как это наблюдается сегодня в России. В проекте Стратегии подробно перечислены задачи. Общий объем произведенной биотехнологической продукции за 10 лет только в Татарстане оценивается в размере — 400—450 миллиардов рублей. Это оценочные цифры, которые будут коррелироваться специалистами в соответствии с другими отраслями и планами экономического развития. В целом ставится задача, что доля сегмента биотехнологии в продуктовом объеме страны в случае успешной реализации программы должна быть к 2020 году примерно 2—2,5 процента. На сегодняшний день — это чуть выше нулевой отметки. По каждому из биотехнологических направлений подготовлена так называемая «дорожная карта»: что, когда надо делать и зачем. Среди ожидаемых к 2020 году эффектов от реализации Стратегии: замена отечественными 30 процентов импортных биофармацевтических препаратов, доведение доли биотоплива исключительно отечественного производства до 5 процентов, сельхозпредприятий, где вместо химии применяются биотехнологии, до 20 процентов, как минимум 10 процентов сырья для химической промышленности обеспечить на основе биотехнологий, сократить использование пестицидов и инсектицидов 6 раз и т. д. Какие задачи в итоге будут решаться и будут ли — определиться государство, которому, исходя из Стратегии, уже будет значительно проще выбрать важнейшие направления и проекты, оказать поддержку по системному оперативному управлению и механизму реализации, в том числе решив проблему ведомственной разобщенности, согласовать конкретные экономические задачи и цели, оказать в ряде случаев финансовую поддержку, как прямую, так и в виде преференций отечественным предприятиям, в том числе для решения глобальной проблемы импортзависимости. Источник: www.strf.ru |