Китай продолжает бороться за укрепление собственной энергобезопасности через доступ к российской нефти. "Роснефть" ведет переговоры с Sinopec о строительстве НПЗ на Дальнем Востоке мощностью в 20 млн т "черного золота". Эксперты предполагают, что "Роснефть" расплатится с китайскими кредиторами подписанием еще одного долгосрочного контракта на поставки нефти или нефтепродуктов в КНР. НК "Роснефть" - нефтегазовая компания. Основными видами деятельности НК "Роснефть" являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Основным акционером компании является государство, которому принадлежит 75,16% ее акций. У ОАО "Сбербанк России" - 13,5% акций, у ООО "РН - Развитие" - 9,4%. В 2008 г. компания добыла более 106 млн т нефти и более 12 млрд кубометров природного и попутного газа. Суммарный объем переработки нефти на НПЗ компании оставил по итогам 2008 г. 49,3 млн т. Выручка компании – $32,2 млрд (девять месяцев 2009 г., данные компании), чистая прибыль – $4,8 млрд Партнером "Роснефти" в строительстве НПЗ мощностью в 20 млн т нефти может стать "Китайская нефтяная и химическая корпорация" (Sinopec). Инвестиции в проект оцениваются в $22 млрд. Sinopec пообещала направить в Россию рабочую группу "для оценки целесообразности проекта". Как предполагают эксперты, завод появится в бухте Козьмино, конечной точке нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Построить НПЗ предполагается в две очереди за 4-6 лет. "Роснефть" уже начала подготовку к проекту, создав в конце прошлого (2008) года компанию "РН-Приморский НПЗ". Инвестиции будут направлены не только на сооружение самого завода, но и подготовку необходимой для его функционирования инфраструктуры - ответвления от трубопровода, ТЭЦ, порт с возможностью перевалки до 20 млн тонн продукции в год. Аналитик ИК "Финам"Александр Еремин предполагает, что расплатится с китайскими кредиторами "Роснефть" подписанием еще одного долгосрочного контракта на поставки нефти или нефтепродуктов в КНР. Таким образом, Китай в результате подписания соглашения получит стабильный источник сырья и/или топлива, а Россия - долговое финансирование и, возможно, технологии, отмечает эксперт. Наталья Лесина, аналитик ГК "Алор" видит преимущество для "Роснефти" в выходе на перспективный китайский рынок, "чей потенциал роста велик". Кроме того, плюсом для российской нефтегазовой компании, по мнению Лесиной, является возможное местоположение объекта, а именно – в конечной точке ВСТО. "Это высокоперспективный маршрут, который со временем предоставит доступ в другие страны азиатского региона, помимо Китая", - говорит она. Плюсом для китайской стороны является диверсификация поставщиков нефтепродуктов, спрос на которые растет, говорит эксперт. "Китаю, на мой взгляд, также выгоден маршрут ВСТО, что подтверждается и отказом от нефти ТНК-ВР по казахскому нефтепроводу. Таким образом, выгода Китая заключается в диверсификации как источников, так и маршрутов", - резюмирует Лесина. Главный аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин считает, что Для "Роснефти" преимущество заключается в возможность сбыта и локации восточно-сибирской и дальневосточной нефти, а также экспорте нефтепродуктов в страну, которая демонстрирует колоссальный потенциал спроса на углеводороды уже более 15 лет. Для Китая - в диверсификации источников получения нефтепродуктов и снижение потенциальных выплат по Киотскому протоколу из-за того что производство будет расположено не на его территории, продолжает мысль эксперт. Директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Александр Шток полагает, что для китайской стороны НПЗ на Дальнем Востоке будет исключительно экономическим проектом. Для обеспечения собственной энергобезопасности Китаю будет выгоднее строить НПЗ на своей территории, говорит он. Более того, разместить такой НПЗ гораздо удобнее у конечной точки первой очереди ВСТО, где будет ответвление в Китай, добавляет аналитик. "Перекачивать нефть по российской территории к конечной точке ВСТО – еще почти на 2000 км, для переработки, а затем экспортировать в страну Пекину будет экономически невыгодно. Таким образом, вложения Sinopec в российский НПЗ на Дальнем Востоке будут ориентированы, в первую очередь, на экономическую составляющую самого проекта, его рентабельность, окупаемость", - рассказал Шток. Эксперты объясняют необходимость строительства НПЗ на Дальнем Востоке его удобным месторасположением: в конечной точке ВСТО. "Учитывая удобство строительства НПЗ на указанной территории с точки зрения логистики, полагаем, что "Роснефть" сможет обеспечить потребности как Дальневосточного федерального округа, так и поставки нефтепродуктов в перспективные с точки зрения потребления страны Азиатско-Тихоокеанского региона", - говорит Еремин. В то же время эксперты не склонны считать Китай в настоящее время зависимым от российской нефти. Так, Еремин из "Финама" оценил объем экспорта российской нефти в КНР в порядка 20 млн т ежегодно. В то же время потребление нефти в КНР составляет, по его словам, около 400 млн т, то есть доля поставок нефти РФ не превышает 5%-ного уровня китайского потребления. Пока Китай не зависит от российской нефти, ее доля в импортных поставках, по итогам десяти месяцев этого года составила около 7,8%, соглашается Шток из "2К Аудит – Деловые консультации". По его словам, в общем объеме потребляемой нефти в Китае, доля российской продукции в прошлом году составила чуть более 3%. В этом году Россия увеличивает объемы поставок нефти в Китай. Но, несмотря на это, доля российской нефти по итогам 2009 г. лишь ненамного может превысить 4%, от всей потребляемой Китаем нефти, прогнозирует эксперт. Источник: www.chinapro.ru |