новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Альтернативные топлива, энергетика

УГОЛЬНЫЙ МЕТАН: перспективы добычи и использования

При благоприятной ситуации в сфере налогообложения и высоких ценах на газ к 2020 г. Кузбасс способен выйти на добычу 20 млрд куб. м угольного метана. Этот объем можно будет реализовать в Кемеровской, Новосибирской и Омской областях, а также в Алтайском крае. При оживлении промышленного производства и развитии энергетики потребление природного газа в Кемеровской области может составить около 32 млрд куб. м/год, весь объем которого предполагается покрыть за счет шахтного метана.

Чтобы оценить объемы и перспективность применения шахтного метана в Кемеровской области, необходимо сказать, что эта программа по объемам эквивалентна разработке месторождения Харасавэя на Ямальском полуострове, а по затратам — на порядок ниже.
Целевым назначением широкомасштабной добычи метана из угольных пластов является полное обеспечение потребностей шахтерских регионов России собственным местным газом, который является наиболее доступным, наиболее дешевым и наиболее экологически чистым резервом из известных газов, альтернативных природному газу.

Области использования шахтного метана

Высокая теплотворная способность позволяет использовать шахтный газ для отопления жилых помещений, для производства электроэнергии и как топливо для автотранспорта.

Как показывает мировой опыт, экономически эффективно использовать угольный и шахтный метан в качестве топлива на теплоэлектростанциях совместно с углем. В Кузбассе, например, имеется десять крупных тепловых электростанций и 2000 котельных, где может быть применен метод комбинированного сжигания угля и метана. Безусловно, положительным следствием станет и уменьшение при этом загрязнения атмосферы.

Чтобы успешно реализовать проекты по угольному метану, необходимо не просто собирать его и сжигать, но и использовать для получения тепловой и электрической энергии. По расчетам специалистов, наиболее перспективным направлением является использование когенерационных установок на основе газопоршневых двигателей. Это новая технология для комбинированного производства электроэнергии и тепла на основе автономных двигателей и системы рекуперации тепла, в которой энергия охлаждающей воды и отработанных газов используется для нужд теплоснабжения потребителей. Если шахты сумеют обеспечить себя теплом и электричеством, то себестоимость добычи угля сократится до 30% (в зависимости от доли затрат на электричество в себестоимости). Так, на шахте «Ментон» (Великобритания) генераторная установка, работающая на метане, полностью обеспечивает потребности шахты в электроэнергии. В ФРГ на начало 2006 г. только в Рурском угольном бассейне работали более 130 контейнерных ТЭС на шахтном газе с установленной мощностью более 200 МВт электроэнергии.

В феврале 2007 г. компания «Север-сталь-ресурс» объявила о начале реализации проекта в Печерском угольном бассейне, в рамках которого с помощью шахтного метана будет производиться электроэнергия на трех газогенераторах мощностью 62 МВт.

Широкому применению угольного метана для выработки электроэнергии и тепла способствует и появление на мировом рынке нового типа двигателей — двигателей Стирлинга. Ранее угольный метан использовался в карбюраторных и дизельных двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Однако для этих типов двигателей требовалось существенная очистка угольного метана, поддержание постоянного процентного соотношения компонентов газа, проведение частых регламентных работ и установка дополнительных фильтров для удовлетворения требований экологических норм. 

 Двигатель Стирлинга относится к классу двигателей с внешним подводом теплоты (ДВПТ). В связи с этим, по сравнению с ДВС, в двигателях Стирлинга процесс горения осуществляется вне рабочих цилиндров. Поэтому двигатели Стирлинга идеально соответствуют технологии использования добычи угольного метана. Применение энергетических модулей с двигателями Стирлинга позволяет использовать напрямую как угольный метан из скважины, так и каптируемый шахтный газ.

Опыт использования двигателей Стирлинга на угольном метане в Китае позволил на порядок сократить выбросы оксидов азота без какой-либо дополнительной обработки выхлопных газов и свести к минимуму расходы на сопровождение генерирующего оборудования. Стирлинг-генераторы очень эффективны с точки зрения преобразования химической энергии топлива в полезную электрическую энергию, в том числе и на очень низкокалорийных топливах. Современные двигатели Стирлинга достигают электрического КПД более 40%, а в когенерационном цикле с утилизацией тепла выхлопных газов суммарный КПД составляет более 90%.

Поскольку содержание метана в шахтном газе может составлять до 98%, этот газ может быть использован к качестве моторного топлива для автотранспортных средств.

Однако угольный метан, как и другие газовые топлива, имеет низкую объемную концентрацию энергии. При нормальных условиях теплота сгорания 1 л угольного метана составляет 33–36 КДж, в то время как теплота сгорания 1 л бензина составляет 31400 кДж, т. е. в 1000 раз больше, чем у угольного метана. Поэтому угольный метан может применяться в двигателях автомобилей как моторное топливо либо в компримированном (сжатом), либо в криогенном (сжиженном) состоянии.

О практике применения сжатого (до 20 МПа) угольного метана в качестве моторного топлива для автомобилей известно достаточно давно. По оценкам зарубежных специалистов, уже в 1990 г. в США, Италии, Германии и Великобритании на угольном метане работали свыше 90 тыс. автомобилей. В Великобритании, например, он широко используется в качестве моторного топлива для рейсовых автобусов угольных регионов страны.

Анализ результатов исследований токсичности газобаллонных автомобилей, проведенных за рубежом, показывает, что при замене бензина на угольный метан выброс токсических составляющих (г/км) в окружающую атмосферу снизился: по оксиду углерода в 5–10 раз, углеводородам — в 3 раза, окислам азота — в 1,5– 2,5 раза, ПАУ — в 10 раз, дымности — в 8–10 раз, в зависимости от типа автомобиля.

Еще более перспективной технологией является использование сжиженного угольного метана. Сжижение уменьшает объем газа, занимаемый в обычных условиях, почти в 600 раз, что позволяет, по сравнению со сжатием газа, значительно снизить массу и объем системы хранения угольного метана на автомобиле.

Одним из перспективных направлений является использование угольного метана в химической промышленности. Из него можно производить сажу, водород, аммиак, метанол, ацетилен, азотную кислоту, формалин и различные производные — основы для производства пластмасс и искусственного волокна. Так, в Китае работает крупный сажевый завод, потребляющий 150 тыс. куб. м/сут. угольного газа, дающий более 10 т сажи. В Японии из угольного метана получают аммиак, а из него — карбамид. С каждым годом области утилизации угольного метана расширяются, разрабатываются новые эффективные способы его переработки и использования.

Заключение

К сожалению, в России очень медленно приходит понимание того, что шахтный газ — это наше богатство, как нефть и природный газ. Огромные ресурсы, мировой опыт, технологии и имеющееся оборудование для добычи и использования угольного метана позволили бы ему уже в ближайшем будущем занять достойное место в топливно-энергетическом балансе страны.

Однако в отличие от зарубежных стран, до настоящего времени в России нет даже правовой основы для промышленной крупномасштабной добычи угольного метана, что мешает привлечению инвестиций в этот бизнес. Так, до сих пор угольный метан не внесен в общероссийский классификатор продукции в качестве самостоятельного полезного сырьевого ископаемого, что не позволяет утвердить для него специальный налоговый режим.

Безусловно, необходима и серьезная государственная поддержка. Опыт зарубежных стран показывает, что масштабная добыча угольного метана в США, Австралии, Китае началась после того, как государства стали стимулировать данные проекты, предоставив значительные налоговые льготы компаниям, занявшимся извлечением газа из угольных пластов. Очевидно, это необходимо срочно сделать и в России. Ведь добыча метана угольных пластов не только позволит расширить ресурсную базу «Газпрома», но и будет иметь значительный социально-экономический эффект в рамках всей страны.

По мнению специалистов, утилизация шахтного метана позволит снизить себестоимость добычи угля на шахтах в зависимости от конкретных условий на 3–4%. Кроме того, это положительно скажется и на других показателях хозяйственной деятельности угледобывающих предприятий. Во-первых, увеличится масса прибыли на единицу продукции, поскольку возрастает разница между существующей ценой и себестоимостью добычи угля или, что одно и то же, снизятся убытки, и, во-вторых, сократится расход первичного топлива (угля) на внутренние нужды, в результате чего соответственно возрастут угольные товарные ресурсы и стоимость их реализации.

Успешная реализация проектов по добыче угольного метана позволит повысить безопасность труда шахтеров угольных регионов России, создать новые рабочие места и обеспечить производственные и бытовые потребности угольных регионов в газе.

С анализом рынка метана Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок метана в России».

www.newchemistry.ru

1 | 2
Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
Статьи по теме

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

МОЩНЕЙШАЯ СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ В РОССИИ
ТЭС НА ДРЕВЕСНЫХ ОТХОДАХ
УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ВЫБРОСОВ
СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: главные достижения 2012-го
ОРГАНИЧЕСКИЕ СВЕТОДИОДЫ РЕЗКО ПОДЕШЕВЕЮТ
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ «БИОКОКСА»
ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА В ПОМЕРАНИИ
ВОДОРОСЛИ В ТОПЛИВО за 1 МИНУТУ
НА ПУТИ К УГЛЕРОДНЫМ СОЛНЕЧНЫМ ПАНЕЛЯМ
ПЕЛЛЕТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
БИОГАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ в РОССИИ
БИОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА В КУЗБАССЕ
ВЕТРО-СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ в ПРИБАЙКАЛЬЕ
ЖИДКОЕ ТОПЛИВО ИЗ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ
НОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ЗАРЯЖАЮТСЯ ОТ ТРАМВАЙНОЙ СЕТИ
ЕС ОТКАЗЫВАЕТСЯ от БИОТОПЛИВА
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА в ГЕРМАНИИ
ТЕХНОЛОГИЯ "ТОПЛИВНЫХ ЯЧЕЕК"
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ в АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
АВТОМОБИЛЬ НА ЖИДКОМ ВОЗДУХЕ
ПОПЛАВКОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
«ЛУЧИСТОЕ ТЕПЛО»
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ВОЛНОВЫЕ ЭЛЕКСТРОСТАНЦИИ
ПРОГРАММА 3M по СОЗДАНИЮ ВОДОРОДНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
«ЛЕЖАЩИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ» СОБИРАЕТ ЭНЕРГИЮ
СОЛНЕЧНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ШУМОЗАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
ВЕТРО-СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ МОЩНОСТЬЮ 100 КВТ
ПЕРВЫЙ ОБЪЕКТ ПРОЕКТА «DESERTEC»
ПЕЛЛЕТНЫЕ КОТЛЫ
БИОДИЗЕЛЬ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ОТ ДОРОГИ К ДВИЖУЩЕМУСЯ АВТОМОБИЛЮ
ВЕТРОГЕНЕРАТОРЫ «РОСАТОМА»
«ТОРФЯНАЯ» ТЭЦ на 150 МЕГАВАТТ
СИНТЕЗ НЕФТИ ИЗ УГЛЯ ПУТЕМ ДОБАВЛЕНИЯ ВОДОРОДА
ВЕТРОПАРК в КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОРФЯНАЯ КОТЕЛЬНАЯ В ТУГУЛЫМЕ
КАКОЙ ВРЕД НЕСУТ ВЕТРОПАРКИ?
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМОТОРНЫХ ТОПЛИВ
БИОГАЗОВАЯ СТАНЦИЯ В КРАСНОДАРЕ
ГАЗОЖИДКОСТНАЯ КОНВЕРСИЯ (ГЖК)
БИОГАЗОВЫЕ СТАНЦИИ В РОССИИ
АВТОМОБИЛИ НА МЕТАНОЛЕ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved