Еще с 80-х годов ХХ века началось массовое использование в Бразилии, США, Канаде и Колумбии автомобильных бензинов, содержащих 5, 10 («Газохол»), 15 (Е15) и 22% этанола. В настоящее время объем мирового рынка этанола оценивается около 40 млрд. литров в год, из которых 60% используется как добавка к топливам, 25% потребляет химическая промышленность, 15% используется в пищевых целях, причем, эта доля постоянно сокращается. Мировое производство этанола в последние годы увеличивается годовыми темпами порядка 10%, лидерами являются Бразилия – 14; США –12; Китай – 3 млрд. литров в год. Директива Европейского парламента и Совета 2003/30/ЕС от 8 мая 2003 года по использованию биотоплива предусматривает, что доля биотоплива в общем потреблении автомобильных бензинов и дизельного топлива в 2010 году должно достичь 5,75% , а к 2020 году этот показатель должен возрасти до 20 %. В настоящее время на заправочных станциях Бразилии, США, Канады и ряда других стран продают смеси бензина с эталоном Е 10 (10% этанола), Е 85 (85% этанола), Е 95 (98% этанола) и чистый этанол Е 100. Типовое топливо Е 10 в котором этанол заменяет МТБЭ, обеспечивает безопасную эксплуатацию всех типов современных автомобилей этих стран. Достаточно благополучная ситуация в производстве и использовании этанола для автотранспорта сложилась в Бразилии. Бразилия является одним их основных производителей этанола в мире (более 12 млрд. литров этанола в год), что составляет половину объема потребностей в бензине и более 50 % мирового производства. 40 % бразильского автопарка использует чистый этанол (с 4% воды) и 60% автопарка использует бензин с 22% безводного этанола. При недостатке топливного этанола его заменяют смесью, содержащей 60 % этанола, 33% метанола и 7% бензина. В качестве октаноповышающей добавки этанол (до 10%) используется в США в качестве топлива, называемого «газохол». Каждая четвертая тонна бензина, производимая в США, содержит этиловый спирт. Учитывая постоянно повышающиеся требования к автомобильному бензину в странах Европы каждые шесть лет ужесточаются требования к автомобильному бензину прежде всего это относится к соединениям серы, ароматических углеводородов (бензола и его производной), летучие углеводородные фракции С4-С5/. Так, с 2005 года введен в действие стандарт ЕН 228-04 – (называемый также «ЕВРО-4»), до 2000 года действовал стандарт ЕН 228-99 – («ЕВРО-3»), а предыдущий стандарт ЕН-228-92 – («ЕВРО-2») был введен в 1993 г. В итоге за последние 12 лет допустимое содержание бензола в бензинах, закрепленное в стандартах, сократилось с 5 до 1%; серы с 500 ппм (миллионные доли) до 50, ароматики с 42 до 35%. В Европейском стандарте ЕН 228-99 «Автомобильные топлива. Неэтилированный бензин. Технические требования и методы испытания», указывается, что членами Европейской национальной организации по стандартизации устанавливаются требования и методы испытаний для неэтилированного бензина стандартного качества (с октановым числом по исследовательскому методу не менее требований, установленных в национальном стандарте и с октановым числом по моторному методу не менее требований, установленных в национальном стандарте) и высшего сорта (с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 и с октановым числом по моторному методу не менее 85). Содержание этилового спирта (этанола) в них устанавливается в пределах до 5% (по объему) с учетом возможного вовлечения также до 3% метилового спирта и других оксигенатов – суммарно не более 10 % (по объему), при этом содержание кислорода не должно превышать 2,7 % (по массе). Это относится и к Европейскому стандарту ЕН-228-04. Аналогичные ужесточения действующих норм для стран Европы по показателям качества моторных топлив (автомобильных бензинов и дизельного топлива), предложенные мировыми производителями автомобили опубликованы в декабре 1998 года. Основные экологические требования к топливам, поступающим на рынок, содержатся в Директиве Европейского парламента и Совета Европы №98/70/ЕС с изменениями внесенными Директивой 2003/17/ЕС. В отличие от европейских стандартов качества ЕН-228 «Бензин автомобильный» и ЕН 590 «Топливо дизельное», имеющих добровольный характер, указанные директивы устанавливают обязательные требования к автомобильным бензинам и дизельному топливу, обеспечивающие оптимальный состав выхлопных газов при использовании топлива на технике соответствующего класса. В Директиве 98/70/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 октября 1998 г., касающейся качества бензина и дизельных топлив – в статье 3. «Бензин», пункты 2а и 2б, говорится, что государства - члены Европейского Парламента и Совета должны гарантировать, что не позднее 1 января 2000 г. неэтилированный бензин можно продавать на рынке в пределах своей территории, если он соответствует требованиям, установленным в приложении 1 (или допускать торговлю на рынке в пределах своей территории неэтилированного бензина, соответствующего требованиям, установленным в приложении 3). Содержание этилового спирта (этанола) в приложениях 1 и 3 устанавливается в пределах до 5% (по объему) с учетом возможного вовлечения также до 3% метилового спирта и других оксигенатов– суммарно не более 10 % (по объему), при этом содержание кислорода не должно превышать 2,7 % (по массе). Эти требования устанавливаются для неэтилированных автомобилей бензинов с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 и октановым числом по моторному методу не менее 85. В Директиве 2003/17/ЕС Европейского Парламента и Совета от 03 марта 2003 г., вносящей изменения в Директиву 98/70/ЕС, касающейся качества бензина и дизельных топлив – в статье 3 (2) говорится, что государства - члены Европейского Парламента и Совета должны гарантировать, что не позднее 1 января 2005 г. неэтилированный бензин можно продавать на рынке в пределах своей территории, если он соответствует требованиям, установленным в приложении 1 (или допускать торговлю на рынке в пределах своей территории неэтилированного бензина, соответствующего требованиям, установленным в приложении 3).
|