Предприятия химического комплекса являются поставщиками сырья, полупродуктов, материалов для всех отраслей и способны оказывать существенное воздействие на масштабы, направления и эффективность их развития. Отставание от мирового уровня в сфере обеспечения химическими материалами данных отраслей влечет утрату конкурентоспособности производимой в них продукции. Уровень развития и использования продукции химической промышленности в эконо-мике - один из важнейших критериев технологического развития страны. Во-первых, химический комплекс - сам по себе один из инновационно-активных секторов экономики. Во-вторых, имеется взаимосвязь между технологическим уровнем химической продукции и технологическим уровнем самих секторов-потребителей данной продукции (при этом потребителями химической продукции является большинство секторов экономики). Без современных материалов химической индустрии невозможны обеспечение оборонной безопасности страны, дальнейшее развитие электроники, выпуск лекарственных и косметических средств, товаров с улучшенными потребительскими свойствами и т.п. Все эти факторы обуславливают необходимость технологического развития химического комплекса для реализации инновационного сценария развития России: обеспечения национальной конкурентоспособности, достижения высоких темпов роста экономики, благосостояния и качества жизни населения. Россия нуждается в высокотехнологическом химическом комплексе для решения важнейших народнохозяйственных проблем, связанных с развитием сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы ЖКХ и т.д. Предприятия химического комплекса являются поставщиками сырья, полупродуктов, различных материалов (пластмассы, химические волокна, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения и т.д.) для всех отраслей и способны оказывать существенное воздействие на масштабы, направления и эффективность их развития. Отставание от мирового уровня в сфере обеспечения химическими материалами данных отраслей влечет утрату конкурентоспособности производимой в них продукции. В условиях рыночной экономики произошел переход от командно-административных к новым формам и методам управления промышленностью, в том числе и химической. В то же время реальные тенденции и стратегия развития химического комплекса определяются, в значительной мере, функционированием вновь образованных вертикально интегрированных структур, занимающихся реализацией инновационно-инвестиционной политики в отрасли: ОАО «Сибур Холдинг», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть», ОАО «ФосАгро», ОАО «ЕвроХим», ОАО «ТАИФ», ОАО «Акрон», ОАО «Амтел» и ряд других. Отмеченные холдинги формируют и контролируют от 30 до 60% внутрироссийского производственного потенциала полимерной продукции, 60-70% выпуска минеральных удобрений и т.д., и именно эти структуры обеспечивают масштабы и динамику инновационного процесса, начатого в химическом комплексе в докризисный период в целях технического перевооружения отрасли, повышения его конкурентоспособности и обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции со-вокупному спросу российского и мирового рынков. За последние три года на основе современных технологий введены в эксплуатацию производства полистирола, полипропилена и полиэтилена низкой плотности в ОАО «Нижнекамскнефтехим», терефталевой кислоты в Башкирии (в ОАО «Полиэф»), поликарбонатов в ОАО «Казань-оргсинтез», метанола в ОАО «Тольяттиазот» и на Ямаль-ском газо-химическом комбинате, серной кислоты в ОАО «Аммофос» (г. Череповец). Новые проекты были также в области производства лакокрасочных материалов, изде¬лий из пластмасс. Современный мировой финансово-экономический кризис, первые признаки которого были отмечены в экономике России в октябре-декабре 2008 г.. негативно отразился на всех ее секторах, в том числе и на химической промышленности. Основными проявлениями кризиса явились: падение спроса на химические материалы как на внутреннем, так и на внешнем рынках и соответственно сокращение выпуска продукции и даже остановка ряда производств и предприятий; значительное снижение цен (в среднем в 1,5-2,5 раза); ухудшение финансово-экономических показателей деятельности большинства предприятий; замедление инновационно-инвестиционной активности и др. Сальдированный финансовый результат до налогооб¬ложения в целом по химическому комплексу в IV кв. 2008 г. снизился на 67,3%. В этот же период убытки предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. возросли в 5,6 раза, а прибыль снизилась на 35,9%. Рецессия, охватившая экономику России в IV кв. 2008 г., снизила темпы развития хи-мического комплекса в целом за 2008 г. по сравнению с 2007 г. Емкость внутреннего рынка синтетических смол и пластических масс, лакокрасочных материалов, соды каустической, минеральных удобрений, шин для грузовых автомобилей снизилась в среднем от 1 до 5%; в большей степени сокращение видимого потребления произошло на рынке синтетических каучуков - на 12%. Важно отметить, что мировой финансово-экономический кризис в российском хими-ческом комплексе проявился заметнее по сравнению с другими секторами про-мышленности, что свидетельствует о низкой степени конкурентоспособности отрасли, о наличии проблем, решить которые химические и нефтехимические компании не могут в силу объективных, а иногда и субъективных причин Среди объективных причин следует выделить следующие: - технологическая отсталость и высокий износ основных фондов (средний возраст оборудования составляет 25-30 и более лет, степень износа основных фондов химической промышленности - около 60%, а нефтехимической промышленности более того), предельный уровень загрузки мощностей по ряду важнейших видов химической и нефтехимической промышленности; - высокая материало- и энергоемкость; - инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения; - снижение конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках из- за роста цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий; - слабая степень инвестиционной и инновационной привлекательности химического производства; - низкий уровень потребления минеральных удобрений агропромышленным комплексом страны; - ужесточение конкуренции на мировых товарных рынках вследствие появления новых игроков, работающих на дешевом сырье и новых (энергосберегающих) технологиях; - ограничение доступа на зарубежные рынки со стороны более 30 стран - импортеров российской продукции; - низкая согласованность действий со стороны государственных чиновников и частных компаний. Субъективными причинами следует считать не всегда и не везде достаточно профес-сиональный менеджмент, при принятии в государственных структурах каких-либо реше-ний - лоббирование интересов одних компаний в ущерб интересам других. Основной проблемой химического комплекса является не соответствие рынка хими-ческой продукции и развитием его производственного потенциала, который в перспективе может достигнуть критического размера в вследствии постепенной утраты имеющихся и отставанием в формировании новых конкурентных преимуществ. Главной причиной такого положения дел является ситуация последних 15-17 лет, ко-гда в течение переходного периода в условиях многократного сжатия внутреннего спроса эффективен был лишь экспорт товаров низкой степени переработки. В результате к на-стоящему времени в производственной структуре отечественного химического комплекса преобладают ресурсоемкие крупнотоннажные производства, в основе конкурентоспособ-ности которых лежит низкая стоимость, по сравнению с уровнем цен на мировых рынках, природно-сырьевых (прежде всего топливно-энергетических) ресурсов. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей лишает экспортеров стимулов к повы-шению качества продукции, сдерживая развитие химического комплекса. Тем не менее при всей сложности ситуации в химическом комплексе имеются пред-посылки и возможности, необходимые для создания развитой, диверсифицированной отрасли, среди которых: - значительные энергосырьевые, водные и иные природные ресурсы, на которых ба-зируется развитие химической промышленности; - наличие емкого быстрорастущего внутреннего рынка с потенциалом импортозаме-щения; - наличие в отрасли достаточно мощного производственного и научно-технического потенциала; - относительно либеральное (по сравнению с развитыми странами) экологическое за-конодательство. Для реализации имеющихся в химическом комплексе предпосылок и возможностей химическим и нефтехимическим компаниям при определенной поддержке государства необходимо решить следующие стратегические задачи: техническое перевооружение и модернизацию действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств; развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции; организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса; развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса; развитие транспортно-логистической инфраструктуры химического комплекса. Возможный объем инвестиций в развитие отрасли в период 2007-2020 гг. может составить около 8,5 трлн. руб. В структуре источников финансирования инвестиций прогнозируется сокращение доли собственных средств предприятий с 55% в 2006 г до 35-40% к 2020 г. с увеличением объемов привлеченных средств, в том числе с использованием финансовых возможностей созданных государственных институтов развития. С.Х. АМИНЕВ, генеральный директор ОАО «НИИТЭХИМ», к.э.н. Тезисы докладов Научно—практической конференции НИИТЭХИМ
|