В США - мировом лидере среди производителей химикатов - экспортная компонента составляет примерно 20%, в Германии данный показатель доходит до 60%, а в Китае поступления от экспорта не превышают 17% от общей стоимости произведенной химической и нефтехимической продукции. В странах мира различаются не только долевые показатели экспорта химической и нефтехимической продукции, но и стоимости отраслевых отгрузок (в том числе на экспорт), причем по стоимостному показателю и производства, и экспорта химической и нефтехимической продукции Россия в разы уступает США, Китаю, Японии, Германии и Франции, т.е. участие химического комплекса в международном интеграционном процессе весьма незначительно (менее 1%). Вместе с тем на отдельных товарных рынках Россия занимает одну из лидирующих позиций. К таковым относятся рынки хлорида калия, аммиака, карбамида: в 2007 г. доля российской продукции составила 22%, 14,8 и 13% мировых продаж данной продукции соответственно. На отмеченных товарных рынках достаточно твердые позиции занимают такие российские компании, как МХК «ЕвроХим», ОАО «ФосАгро», ОАО «Акрон», ОАО «Уралкалий», причем последняя в целях укрепления своих позиций в 2006 г. объединилась с «Белорусской калийной компанией» (выкупила 50% акций). Как известно, экспортная номенклатура определяется структурой производства, а поскольку российский химический комплекс еще с советских времен ориентирован на выпуск крупнотоннажной продукции неглубокого передела сырья, товарная структура экспорта химической и нефтехимической продукции традиционно изобилует именно такой продукцией. Вследствие превалирования в экспорте химического комплекса РФ продукции с невысокой добавленной стоимостью валютная выручка в расчете на одного работника отрасли в России в 2007 г. составила 21,8 долл., в то время как в США - 1 293 долл., т.е. в шесть раз больше (!), и это в условиях, когда экспортная составляющая в России вдвое больше американской (40 и 20% соответственно). О том, что российский химический комплекс поставляет на мировой рынок главным образом товары с невысокой добавленной стоимостью, говорится уже много лет. Однако именно продукция невысокой степени переработки сырья конкурентоспособна на мировом рынке, и поэтому многие предприятия химического комплекса заинтересованы в реализации своей продукции за рубежом. Среди экспортной продукции химического комплекса наибольшей рентабельностью характеризуется экспорт хлорида калия (в 2008 г. - 343%), спрос на который опре¬деляется отсутствием во многих странах мира собственных запасов калийных солей. Эффективен также экспорт газохимической продукции - аммиака и метанола. В группе синтетических каучуков наиболее рентабелен экспорт изопренового каучука. За период с 2003 по 2008 г. экспорт химической и нефтехимической продукции в стоимостном выражении возрос в четыре раза - до 27,05 млрд. долл., причем основной взлет произошел в 2007-2008 гг. вследствие беспрецедентного роста мировых цен (в среднем в 2,0-2,5 раза). Прирост экспорта в натуральном выражении был более умеренным (не более чем на 30%), а по такому продукту, как аммиачная селитра, произошло сокращение объема поставок. Таким образом, отмеченный выше четырехкратный рост валютной выручки химического комплекса имел конъюнктурный характер в связи с резким удорожанием углеводородной продукции. Важно отметить, что относительно некоторых видов российской химической продукции в некоторых странах введены протекционистские меры (главным образом в виде антидемпинговых пошлин), которые сужают рынки сбыта и снижают эффективность продаж. Перечень российских химических и нефтехимических товаров, подпадающих под ограничения экспорта, пополняется новой продукцией. В настоящее время ограничительные меры действуют в отношении карбамида, хлорида калия, аммиачной селитры, раствора карбамидо-аммиачной смеси (КАС), ПВХ, трихлорэтилена, оксиспиртов, политетрафторэтилена (фторопласта), эпихлоргидрина. Среди стран, вводящих протекционистские меры относительно российских химикатов, - США, государства Евросоюза, Китай, Индия, т.е. страны с емким рынком сбыта. В 2008 г. география действия ограничительных мер расширилась за счет страны - члена СНГ - Украины: с 28 июня 2008 г. относительно российской аммиачной селитры начала действовать пятилетняя антидемпинговая пошлина, дифференцированная по производителям (ОАО «Дорого-буж» -9,79%; МХК «ЕвроХим» - 10,78; другие - 11,01%). Протекционизм широко используется в мировой торговле и в соответствии с правилами ВТО применяется при недобросовестной конкуренции. Однако относительно российской продукции назначение антидемпинговых пошлин иногда носит дискриминационный характер. В целях защиты своих интересов производители продукции, относительно которой протекционизм носит дискриминационный характер, ведут работы по устранению или смягчению таможенных барьеров. Особенно активно действуют МХК «ЕвроХим» и ОАО «Уралкалий», которые в результате переговоров добились определенных таможенных послаблений, позволивших продолжать экспортные поставки. Снижение рентабельности и рост цен на природный газ привели к консолидации российских экспортеров азотных удобрений в борьбе за пересмотр протекционистских мер. В процессе пересмотра антидемпинговых пошлин относительно карбамида и аммиачной селитры в Евросоюзе к МХК «ЕвроХим» присоединились ОАО «Акрон», ОАО «Минудобрения» (Пермь) и ОАО «Дорогобуж». Глобальный финансово-экономический кризис привел к резкому снижению спроса практически на всех мировых товарных рынках, в том числе на рынках химической и нефтехимической продукции, и вызвал падение цен. Например, мировая цена на лидирующий экспортный товар химического комплекса - карбамид - упала с 800-825 долл./т в августе 2008 г. до 260-270 долл./т в феврале 2009 г. и до 235-242 долл./т в июне 2009 г. (на условиях фоб Черное море, навалом). В результате воздействия отмеченных факторов в I полугодии 2009 г. экспорт химической и нефтехимической продукции сократился почти вдвое по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составил 6.54 млрд. долл. При этом 1/3 валютных поступлений определялась продажами азотных и фосфатных удобрений, для которых с 1 февраля 2009 г. были отменены ранее действующие вывозные пошлины. В условиях падения спроса со стороны стран-импортеров резко упали объемы экспорта основных товарных позиций химического комплекса, таких как калийные и фосфорные удобрения, метанол, сода кальцинированная, моноэтиленгликоль, стирол, бутадиеновый каучук. В тяжелых условиях развития глобального финансово-экономического кризиса российских экспортеров химической и нефтехимической продукции ждут дополнительные испытания. Прежде всего - это введение в ЕС технического регламента REACH, обязывающего всех поставщиков химической и нефтехимической продукции (в том числе российских экспортеров) проходить дорогостоящую процедуру тестирования на безопасность и последующую регистрацию в специально созданном Европейском химическом агентстве (ЕСНА). Другой серьезной проблемой являются ужесточение конкуренции в связи с выходом на мировые рынки новых игроков и усиление позиций традиционных экспортеров в результате наращивания экспортного потенциала. В качестве основных конкурентов следует рассматривать продуцентов из стран Ближнего и Среднего Востока, обладающих запасами дешевого сырья и использующих новейшие технологии по производству продукции, входящей в экспортную номенклатуру российского химического комплекса. Например, за период с 2007 по 2012 г. в Арабском регионе мощности по выпуску аммиака планируется расширить с 11 до 17 млн. т, по карбамиду - с 14 до 20 млн.т. Особую роль будет играть Китай, который уже в настоящее время стал крупнейшим в мире производителем метанола, азотных и фосфатных удобрений, моноэтиленгликоля, т.е. продуктов, составляющих основу экспорта химического комплекса России. По отмеченным продуктам Китай уже вышел на мировой рынок и активно завоевывает Азиатско-Тихоокеанский регион, который для российских экспортеров представляет интерес вследствие огромной емкости. В качестве примера наращивания в Китае производственного и экспортного потенциала по карбамиду следует привести следующие данные: в 2006 г. мощности по выпуску этого вида удобрения были увеличены на 4 млн. т, в 2007 г. - еще на 5 млн. т, а к 2008-2010 гг. в сумме расширение составит 11,1 млн. т. В жесткой борьбе за покупателя выигрывает тот поставщик, у которого издержки производства, транспортировки и реализации продукта ниже. Поэтому российские производители химической и нефтехимической продукции должны переходить на энерго- и ресурсосберегающие технологии, при сооружении новых мощностей использовать мега-проекты (мощностью более 1 млн. т/год), которые уже работают в Саудовской Аравии (по выпуску аммиака и карбамида), Аргентине (по выпуску аммиака), Тринидаде (по выпуску метанола). Рассматривается еще целый ряд мега-проектов (например, по сооружению в Индии производства этилена мощностью 1,65 млн. т/год). Казалось бы, в условиях финансового кризиса поднимать вопросы создания крупных производственных объектов не имеет смысла. Вместе с тем в китайской химической промышленности даже при негативных проявлениях кризиса процесс реализации новых проектов не прекращается, особенно в секторе производства удобрений. По имеющимся данным, инвестиции в этот сектор составят 55,1% от инвестиций, запланированных для 230 новых объектов, при этом основной сферой вложения капиталов являются проекты по выпуску фосфатных удобрений. Важно, однако, отметить, что проблемы инвестирования в химической промышленности Китая в значительной степени решаются за счет привлечения иностранного капитала, создания совместных с иностранными компаниями предприятий и при поддержке государства, которое достаточно гибко регулирует деятельность этой отрасли. Российским экспортерам химической и нефтехимической продукции представляется целесообразным шире использовать кооперационные связи, заинтересовывать иностранных покупателей их товаров в инвестициях (в виде поставок современных технологических линий или вложений прямого капитала, как это было в 70-х годах прошлого столетия, когда за счет компенсационных сделок отечественная химическая индустрия укрепила свой производственный потенциал и пробила брешь на многих мировых товарных рынках). Уместно руководствоваться правилом, популярным в Китае: «Кто в стране не занимает ведущих позиций, тот и на мировом рынке не станет ведущим, а кто хочет остаться ведущим на мировом рынке, тот должен вести свой бизнес в стране максимально высокими темпами». В.А. ГАВРИЛЕНКО, к.х.н., заведующий отделом внешнеэкономической интеграции химического комплекса ОАО «НИИТЭХИМ» www.newchemistry.ru |