новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка микробарита в России
Исследование рынка синтетических моющих средств в России
Анализ рынка средств дезинфекции поверхностей в России
Анализ рынка антисептиков в России
Анализ рынка дезинфицирующих средств в России
Анализ рынка углеводородных пропеллентов в России
Анализ рынка хладонов в России
Анализ рынка спальных мешков в России
Анализ рынка туристических рюкзаков в России
Исследование рынка туристических палаток в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Мнения, оценки

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ТОПЛИВ


Достижение автомобильной техникой стандартов ЕВРО по уровню выбросов загрязняющих веществ может быть достигнуто совершенствованием рабочего процесса сгорания топлив в ДВС, применением каталитической нейтрализации выхлопных газов, а также регулированием компонентного состава применяемых топлив.


Регулирование компонентного состава моторных топлив, с целью вывода их эксплуатационных характеристик на современный уровень экологических требований, связано с необходимостью коренной модернизации нефтеперерабатывающих предприятий страны и применением высокоэффективных присадок.

С 01.01.2005 Западная Европа перешла на применение бензинов и дизельных топлив, соответствующих классу «ЕВРО-4». Специальным техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который утвержден Постановлением Правительства РФ 12.10.2005 № 609, в России также предусмотрено поэтапное внедрение требований к автомобильным топливам, предусмотренных требованиями «ЕВРО».

Предполагается повсеместно ввести требования:
ЕВРО-3 с 01.01.2008 г.,
ЕВРО-4 с 01.01.2010 г.,
ЕВРО-5 с 01.01.2014 г.

Современное состояние нефтедобычи и нефтепереработки в России характеризуется следующим состоянием.

Россия занимает второе место в мире по добыче нефти. В 2005 году было добыто 460 млн тонн нефти, 260 млн тонн экспортировано, 200 млн тонн переработано НПЗ. Получено 110 млн тонн дистиллятных нефтепродуктов. Современная нефтеперерабатывающая промышленность в России представлена 25 НПЗ. Примерно 75 % из их числа введены в эксплуатацию до 1960 года. Последний «современный» НПЗ (Ачинский НПЗ) введен в эксплуатацию в 1982 году.

Половина НПЗ не имеет мощностей для глубокого технологического передела нефти, без чего невозможна организация промышленного производства 92, 95 и 98 бензинов. По этой причине неудивительно, что в России из тонны нефти в среднем вырабатывается всего 160 литров бензина. Для сравнения, в Западной Европе 
230-250 литров, в США  430-450 литров.

Лидирующие позиции в организации современного производства в нефтеперерабатывающей отросли занимает ОАО «ЛУКОЙЛ» на предприятиях которого организовано производство автобензинов ЕВРО-3 (НПЗ г. Кстов) и дизельных топлив ЕВРО-4 и ЕВРО-5 на всех фирменных НПЗ. Кроме того осуществляется реализация автомобильных бензинов с экологической присадкой типа  «ЭКТА» в г. Москве, реализация аналогичных бензинов планируется в г. Санкт-Петербурге к концу года.

В определенной степени дефицит в высококачественных бензинах в нашем регионе восполняется фирмами «Шелл АЗС» и «Несте Санкт-Петербург». «Шелл АЗС» снабжает потребителей бензином АИ-95 W-Power, основу которого составляет высококачественный бензин АИ-95. В пути следования к АЗС специальным дозирующим устройством, установленным на бензозаправщике, в топливо вводится моющая присадка фирмы «Keropur».

По аналогичной схеме действует и фирма Несте, снабжая потребителей бензинами АИ-95 и АИ-98, а также дизельным топливом, в которые вводятся также в пути следования бензозаправщика функциональные присадки, моющая  в бензины и многофункциональная  в дизельное топливо.

Кроме того, в регион поступают партии высококачественных бензинов Аи-95 и Аи-98 с Мажекяйского НПЗ и Мозырьского НПЗ, которые соответствуют требованиям ЕВРО-4. Указанные бензины имеют большой запас по октановому числу (примерно +0,5 единицы), что гарантирует необходимый уровень детанационной стойкости бензинов в местах реализации с учетом неизбежного снижения октанового числа в процессе транспортирования. К сожалению, налоговая политика сейчас построена таким образом, что стимулирует НПЗ выпускать технологически более простые в изготовлении низкооктановые бензины, то есть вместо того, чтобы брать с высокооктановых бензинов минимальный акцизный сбор или вообще не брать его, как это делается на Западе  у нас все наоборот: с высокоокановых бензинов взимается максимальный акциз, с низкооктанового бензина – минимальный, что не стимулирует нефтяные компании к модернизации НПЗ и переходу на массовый выпуск высокоактановых бензинов и экологически чистых дизельных топлив.

По расчетам экспертов модернизация одного НПЗ для производства топлив ЕВРО-4 требует в среднем 1,5 млрд. долларов капвложений. Для реконструкции всех российских НПЗ потребуется 15-20 млрд. долларов. Пока же нефтяные компании вкладывать финансы в развитие производства не спешат. Проще поднять цены на топливо.

Таким образом, для активизации работы нефтяных компаний по развитию нефтепереработки  и увеличению финансовых вливаний во внедрение современных технологий и перехода автомобильного транспорта на топлива соответствующие требованиям ЕВРО-4 (не говоря уже о ЕВРО-5!) необходимо корректировка налогового законодательства в пользу производителей современных топлив.

Сегодняшнее же положение с производством высокооктановых бензинов и компонентов (изомеризатов, алкилатов, оксигенатов) открывает широкие перспективы  для производства  различными «малыми» предприятиями и рядом НПЗ автомобильных бензинов с применением  октанповышающих присадок и добавок, содержащих железо, марганец, а также содержащих различные ароматические амины.

Реклама, рассылаемая отдельными «малыми» предприятиями по Интернету, гарантирует, что применение их оригинальных присадок (состав которых не указывается!) позволяет при их введении в прямогонный бензин поднять его октановое число чуть ли не до 98 единиц.

И если раньше во времена существования Межведомственной Комиссии  Госстандарта России (она была на правах совещательного органа) этому процессу придавались какие-то организационные нормы, то сейчас этот процесс стал стихийным и не управляемым. Применение различного типа присадок, как октаноповышающих, так и экологических, породило проблему совместимости моторных топлив с различными типами присадок. По оценкам специалистов 25-ГосНИИ МО РФ проблема совместимости моторных топлив с различными типами присадок стала весьма актуальной. Испытания, проведенные на стендах 25-ГосНИИ МО РФ ряда присадок, при общем положительном выводе выявили антагонизм ряда продуктов, применяемых для регулирования эксплуатационных характеристик моторных топлив. В связи с этим был сделан вывод о необходимости продолжения и расширения работ по определению ассортимента совместимых присадок. На это необходимо обратить внимание всех организаций занимающихся производством моторных топлив с применением различных типов присадок.

Необходимо учитывать менталитет российского водителя. Если на Западе водитель консервативен (в хорошем смысле этого понятия), т.е. если он по какой-либо причине изначально выбрал нефтепродукты «Шелл», то он всегда при заправке своей машины будет искать АЗС «Шелл». Российский же водитель всегда будет ориентирован не на фирму, а на «дешевизну» нефтепродукта. Следствием такого неразборчивого подхода может явиться то, что в бензобаке его автомобиля может появиться смесь принципиально несовместимых между собой функциональных присадок. Таким образом, гонясь за такой дешевизной, некоторые владельцы престижных иномарок «гробят» свои автомобили.

Процесс разработки и применения функциональных присадок в топливах сегодня является стихийным и неконтролируемым, и вряд ли в ближайшее время его удастся облечь в какие-то организационно-правовые формы. По этой причине нам представляется важным и актуальным, чтобы наши «флагманы» химмотологии (ВНИИ НП и 25ГосНИИ химмотологии) предусмотрели бы в планах своих НИР оценку совместимости различных функциональных топливных присадок и их комбинаций между собой с оперативным информированием потребителей о результатах своих исследований в средствах массой информации.

Следствием неконтролируемого применения присадок является то, что потребительский рынок наводнен так называемым «паленым» бензином. В Москве до 15% реализуемого АЗС бензина составляет «паленый» бензин. Конечно, чем дальше от Москвы, тем выше процент реализации «паленого» бензина. В 2005 году в столице было зафиксировано 90 тыс. случаев поломок автомобилей из-за «паленого» топлива, что составляет примерно половину обращений автовладельцев на станции техобслуживания. Чаще всего от применения некачественного топлива страдают свечи (35% обращений). Далее 20% приходится на топливные фильтры, 15% на форсунки, остальное на другие системы. Примерно такая же, как в Москве, ситуация на рынке топлив в других регионах. В целях борьбы с производством «паленого» топлива в Москве увеличены с марта 2005 года штрафы на АЗС на 1000 МРОТ. Максимально АЗС может быть оштрафована на 300 000 МРОТ (300 тыс. рублей).

Кроме того, в Госдуме РФ в настоящее время внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, которые предусматривают максимальное уголовное наказание физических лиц за реализацию «паленого» топлива до 4-6 лет лишения свободы. Одновременно внесены и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают увеличение штрафов за реализацию низкокачественного топлива до 1 млн. рублей. Конечно, вопрос насколько быстро будут приняты, да и будут ли вообще приняты эти поправки – «Большой» вопрос.

Но дело не только в этом, но и в продуманности внесения поправок. Что считать «паленым» бензином? Если он содержит свинец (применение которого запрещено законодательно), имеет превышения по содержанию бензола (более 1%), не «дотягивает» до октанового числа – тут все ясно. Эти цифры оговорены в соответствующем нормативном документе. Но вот такой пример: образец бензина содержит, к примеру, 30 мг/литр железа. Решение МВК Госстандарта РФ от 05.02.2004 г. № 754 Р ограничивает содержание железа в высокооктановых бензинах (ОЧИ 92 и выше) не более 18 мг/литр, но в силу своего статуса МВК не является правоустанавливающим органом, и ее решения носят исключительно рекомендательный характер. (Сейчас МВК прекратила свое существование).

Ограничительные или запретительные меры законодательными актами местных представительных органов власти, например, введение запрета на применение солей марганца и железа, по нашему мнению, также юридически не безупречно. Имеются государственные нормативные документы, которые разрешают это делать. Это ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» и ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные экспортные», которое согласовано практически всеми НПЗ России и Ближнего зарубежья и которое разрешает выпускать бензин Аи-80 с содержанием железа до 37 мл/литр, бензина АИ-92 18 мг/литр и АИ-96 20 мг/литр.

Опыт Москвы по борьбе с торговцами не качественным топливом связанный с передачей контроля за АЗС различным инспекциям формируемым правительством города в противовес Федеральным структурам работающим в этой сфере  показал, что кроме потери серьезных финансовых средств из казны города эти мероприятия ни к чему не привели. Положительных результатов можно добиться только при хорошо продуманной и стабильной политике в сфере производства и реализации нефтепродуктов и неукоснительном  соблюдении действующего законодательства на всех уровнях власти.

На наш взгляд, весьма действенно мероприятие, когда списки АЗС, которые реализовали некачественное топливо, регулярно публиковались бы в средствах массовой информации. Так первый список, состоящий из 44 АЗС г. Москвы, которые реализовывали некачественное топливо. Из всех нефтетрейдеров Санкт-Петербурга и области только фирма «Несте» проводит испытания своих топлив на реальных двигателях (лаборатория ДВС СПб ГТУ) – оптимизируя с их помощью состав своих топлив и, соответственно, их качество. А без испытаний на двигателях невозможно оценить реальное качество топлива.

Хотя в Санкт-Петербурге введен «Экологический знак» АЗС, до сих не отработано эффективное система контроля качества за реализуемыми топливами как на объектах фирм получивших этот «знак», так и на всех остальных. Без обязательного и регулярного проведения моторных испытаний на реальных двигателях вся борьба за качество топлива в нашем городе и области, в том числе за улучшение экологии, не достигнет своих целей.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

Академик МАПИ Э.М. Мохнаткин, АНО «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов», Санкт-Петербург,
Академик МАПИ В.Р. Смеречук, Межрегиональный отдел по надзору за взрывоопасными объектами и объектами в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, Санкт-Петербург

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
Статьи по теме

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

ПРОИЗВОДСТВО МЕТАЛЛОПРОКАТА С ПОКРЫТИЕМ В РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВО ОДНОРАЗОВЫХ ШПРИЦЕВ В РОССИИ
СПРОС НА ЗУБНЫЕ ИМПЛАНТЫ В РОССИИ
Производство инфузионных растворов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПВХ ТРУБ В РОССИИ
Производство антифризов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЛИТЫХ ДИСКОВ В 2018 ГОДУ
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
Производство арматуры выросло в 2018 году
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА IQ-CHem.
НОВЫЙ НПЗ на АМУРЕ
НЕПСКОЕ КАЛИЙНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ: новые возможности
МЕТАНОЛЬНЫЙ ЗАВОД В ЯКУТИИ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: получение диоксида титана
ПРОИЗВОДСТВО СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ В ВОРОНЕЖЕ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО CO2
РЫНОК ПОДШИПНИКОВ: ШЭФФЛЕР ПОСТРОИТ ЗАВОД В РОССИИ
MATHESON БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ "ГАЗПРОМА"
НОВЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД В НОВОРОССИЙСКЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЯЗАНСКОГО НПЗ
УКРАИНСКИЙ РЫНОК ПЕСТИЦИДОВ
ТОМСКИЙ НПЗ ГОТОВИТ 3-Ю ОЧЕРЕДЬ
РЫНОК АНИЛИНА: планы «Пигмента»
В ЯКУТИИ ПОСТРОЯТ ТРИ СОЛНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ
НОВЫЙ ЖБИ-ЗАВОД
СИБУР УВЕЛИЧИЛ ВЫРАБОТКУ ШФЛУ
В РОССИИ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬ Е471
ПРОИЗВОДСТВО КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ В РОССИИ
НОВЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД
ТРЕТИЙ ЗАВОД «ФАРМАСИНТЕЗА»
ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТ И ЭКСПОРТ МТБЭ
ГАЗПРОМ ПОСТРОИТ ГХК ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ГЕЛИЯ
ЗАПУЩЕН КРУПНЕЙШИЙ в РОССИИ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: производство газобетона на Сахалине
НАЧАЛОСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯРНПЗ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ
LINDE БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ «ГАЗПРОМА»
ГАЛОПОЛИМЕР на РЫНКЕ ПЛАВИКОВОГО ШПАТА
КТО ВОЗЬМЕТ "ГРОДНО АЗОТ"?
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШПОНА
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ГИПСОВЫХ ВЯЖУЩИХ
AIR LIQUIDE ЗАПУСТИЛО ПРОИЗВОДСТВО В ЧЕРЕПОВЕЦКЕ
О СИТУАЦИИ на «НИТОЛЕ»
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРСКОГО НПЗ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved