Современная система технического регулирования должна (без ущерба для безопасности граждан и государства в целом) способствовать разработке, быстрому выходу на рынок и активному применению новых материалов, изделий и технологий, способных успешно конкурировать на мировом рынке. Наличие или отсутствие таких возможностей в рамках данной системы определяет конкурентоспособность экономики в целом и её инновационную привлекательность. Создаёт такие возможности европейский принцип «нового подхода», основанный на использовании в документах, регламентирующих обязательные требования (технических регламентах) только общих требований безопасности, при этом конкретные требования к продукции излагаются в стандартах (условно добровольных), перечень которых прилагается к соответствующему техническому регламенту. Подобный подход обеспечивает легитимность применения инновационных материалов через разработку новых или изменение действующих стандартов, с учетом последних достижений в различных областях науки и техники. Причем, основой для разработки новых или изменения действующих стандартов служат предстандарты или стандарты предприятий, выпускающих инновационную, качественную и безопасную продукцию. Что касается добровольности применения стандартов, то во всех странах мира с развитой экономикой, соблюдение требований стандартов является очевидным фактом, не требующим доказательств, так как создаются данные документы профессионалами и для профессионалов из различных отраслей промышленности и направлены на содействие развитию экономики страны в целом. 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый в 2002 г., с благой целью - снижения барьеров в торговле, привел к тому, что та система стандартизации, на базе которой Советский Союз в свое время смог занять ведущие позиции во многих отраслях промышленности и науки, фактически остановилась в своем развитии, а российский рынок начал наполняться некачественными и просто опасными для жизни и здоровья людей товарами. В отсутствии стимулов, российские производители утратили всякий интерес к развитию собственной системы стандартизации, объемы разработок национальных стандартов существенно упали. А ведь необходимость разработок новых и изменения действующих стандартов, в первую очередь, связана с прогрессом науки, техники и технологий, а это и есть - инновационное развитие промышленности. 30 декабря 2009 г. принят 385-ФЗ, который внес существенные изменения в 184-ФЗ. Внесенные данным законом изменения должны прекратить имитацию реформы технического регулирования, упростить и ускорить процедуры подготовки и утверждения технических регламентов, в том числе путем адаптации правил и норм государств - участников таможенного союза или Европейского союза. По словам Президента РФ: «…новая версия закона позволит…принимать решения…быстро и качественно…». Быстро – возможно, а вот качественно ли? За 7 лет действия 184-ФЗ было принято всего 13 технических регламентов, причем некоторые их них потребовали изменений практически сразу после их утверждения. Теперь же, по информации из Минпромторг, (программа разработки технических регламентов на 2010-2011 г.г. должна быть утверждена до 20.02.2010 г.) до декабря 2011 г. должно быть разработано порядка 50 технических регламентов, причем 40-42 из них в 2010 г. Эта информация к размышлению о качестве планируемых к принятию документов. Теперь об основных новациях новой версии 184-ФЗ: 1. Применение в РФ на временной основе национальных технических регламентов Беларуси, Казахстана и Директив Европейского Союза, требования которых становятся обязательными в России до введения в действие национальных технических регламентов по соответствующим видам продукции; 2. Разрешение прямого применения в РФ международных стандартов, региональных (в первую очередь европейских) стандартов и зарубежных (любых стран) национальных стандартов для обеспечения соблюдения требований технических регламентов; 3. Упрощение процедуры формирования перечней стандартов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов; 4. Введение возможности применения к одной и той же продукции альтернативных режимов технического регулирования. Временное установление на альтернативной основе требований технических регламентов, принятых, например, в Казахстане, на основе европейских директив, должно способствовать поэтапному переходу на единую систему технического регулирования в рамках Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Однако не следует забывать, что в текстах этих документов используются ссылки на нормативно-правовые акты Республики Казахстан, а установление подобных требований влечет за собой исполнение требований стандартов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов. Большая часть (~85%) этих стандартов – это межгосударственные стандарты, разработанные в рамках МГС. Тем не менее, 15% (и это немало) – национальные стандарты Республики Казахстан, являющиеся составной частью системы технического регулирования иностранного государства, включая требования по оценке соответствия продукции. Как все эти явные проблемы будут урегулированы? Неизвестно. Разрешение прямого применения в РФ международных стандартов, региональных стандартов и зарубежных национальных стандартов для обеспечения соблюдения требований технических регламентов без их адаптации, и, следовательно, без учета уровня развития российской экономики и интересов российских производителей, приведет к ряду очевидных последствий, а именно: - созданию преимуществ для иностранного бизнеса, - значительному увеличению объемов импорта продукции и, прежде всего, из Китая, - увеличению рисков причинения ущерба (без адаптации стандартов к российским правилам и нормам проектирования, производственным технологиям и климатическим условиям), - дальнейшей деградации национальной системы стандартизации. Кроме этого, непонятно каким образом будут учтены все ссылочные документы, использующиеся внутри применяемого стандарта (по сути - это пирамида, размеры которой практически бесконечны)? Упрощение процедуры формирования перечней стандартов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов. В новой версии 184-ФЗ это означает, что любой желающий может перевести любой устраивающий его стандарт и предложить включить его в перечень стандартов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента. Причем вопрос о возможности/невозможности включения предложенного документа в перечень находится в компетенции ТК по стандартизации, от 50 до 60% которых на сегодняшний день требуют «реанимации». Какие при этом стандарты могут оказаться в данном перечне и к чему это приведет? Предлагаю сделать вывод самим читателям. И последнее. Введение возможности применения к одной и той же продукции альтернативных режимов технического регулирования. Данная новация прямо противоречит 184-ФЗ, статья 3, 6-й абзац: «…Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: … единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;…». Применение данного положения, пусть даже и временно, делает невозможным сопоставимость (в первую очередь для потребителей) результатов оценки соответствия на один и тот же вид продукции, и как следствие, приведет к недобросовестной конкуренции между производителями продукции, введению в заблуждение потребителей данной продукции, конфликтам интересов производителей и потребителей. К чему реально приведут все эти инновации 184-ФЗ покажет время, только не хочется, чтобы в конце этого пути прозвучало сакраментальное: «…хотели как лучше, а получилось …». Однако надежда, как известно, умирает последней. 20 января 2010 г. состоялось заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации. По результатам заседания был подготовлен перечень поручений Правительству РФ и среди них следующие: - подготовить проект изменений в 184-ФЗ, предусматривающий возможность применения при разработке российских технических регламентов европейских принципов «нового подхода» и «модульного подхода», а также возможность применения предстандартов и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия в отношении инновационной продукции (здесь снова встанет вопрос о качестве работы ТК по стандартизации); - подготовить предложения по законодательному совершенствованию института стандартизации в целях стимулирования производителей к разработке передовых стандартов, как инструмента повышения качества и конкурентоспособности продукции, а также внедрения инноваций; - подготовить проект изменений в Налоговый кодекс, в части признания затрат предприятия на разработку национальных стандартов в качестве обоснованных расходов, включаемых в затраты на производство товаров и услуг. Хочется верить, что реализация этих поручений все же даст возможность российской экономике пройти без потерь очередной переходный период и позволит создать в России современную, гибкую и работоспособную систему технического регулирования, стимулирующую разработку, внедрение и применение новых, конкурентоспособных материалов, изделий и технологий. С Уважением И.о.Исполнительного директора Союза производителей композитов С.Ю.Ветохин
|