Из истории вопроса До 1999 года качество и характеристики автомобильных бензинов регулировались на основании ГОСТ 2084 или ТУ 38.001165 . Маркировка бензинов проводилась в соответствии с октановым числом, например по ГОСТ 2084 различали марки А-76, Аи-91 или Аи-95, а по стандарту ТУ 38.001165 - Аи-80, Аи-92 и Аи-96. Данные государственные стандарты выдержали не одну редакцию, но все изменения касались, в основном, снижения содержания свинца, бензола, серы, олефиновых и ароматических углеводородов, а также повышения октанового числа и параметров давления насыщенных паров. Первого января 1999 года на территории России вступил в силу новый ГОСТ Р 51105-97 "Бензины автомобильные неэтилированные". Этот документ приблизил российские стандарты качества автомобильных бензинов к европейским, поскольку новый ГОСТ разрабатывался в полном соответствии с принятым в Европе стандартом EN 228 или Евро-2. ГОСТ Р 51105-97 ввел новые требования к маркировке автомобильного бензина и теперь стали различать следующие марки автомобильных бензинов Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98. Затем, с 01.07.2000 г. в Российской Федерации вводится еще один Государственный стандарт, регулирующий качество автомобильных бензинов - ГОСТ Р51313-99 . Данный документ устанавливает обязательные минимальные требования к топливу, и с этого момента все виды автомобильных бензинов обязаны проходить процедуру обязательной сертификации соответствия нормам, прописанным в ГОСТ Р51313-99. Но, европейские законодатели также активно работали в этом направлении и еще в январе 2000 года ввели в действие более жесткие нормы для автомобильных бензинов – Евро 3, которые существенно снижали допустимое содержание в топливе свинца, серы и бензола. В результате, с 1 июля 2002 года в России принимается новый стандарт ГОСТ Р 51866 , который опять доводит требования к российскому бензину до европейских стандартов. В течение нескольких лет ситуация с сертификацией и подтверждением соответствия качества автомобильного бензина было достаточно стабильной. Хотя за эти годы в Европе были уже приняты нормы Евро-4, а сейчас ведется работа по введению Евро-5. Поэтому, в соответствии с новым ТР вводятся новые правила сертификации автомобильного бензина, а также новые требования к характеристикам и качеству топлива. Итак, на сегодняшний момент, ТР регулирует около двадцати характеристик автомобильных бензинов. Среди них – объемная доля бензола, значительно повышающего октановое число, но при сгорании приводящего к загрязняющему окружающую среду выхлопу. Его содержание ограничивается на сегодняшний момент 5%, но уже к началу следующего 2011 года не должно превышать 1%. Кроме того, согласно ТР в состав автомобильного бензина не могут включаться металлосодержащие присадки, которые отрицательно влияют на работу механизмов и при сгорании образуют ядовитые выхлопы, что ухудшает и без того серьезную экологическую обстановку. К сведению, по ГОСТ Р 51105-97 за отсутствие свинца принимают его концентрацию менее 2,5 мг/дм3, а за отсутствие железа - 0,01 г/дм3. Все требования, предъявляемые к компонентам автомобильного бензина, и применяемые способы их оценки можно посмотреть в ТР, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002 и в Распоряжении № 1191-р , вводящего в действие Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР и осуществления оценки соответствия. Процедура подтверждения соответствия разработанным ТР требованиям и нормам к автомобильному бензину Так же, в принятом 27 февраля 2008 г ТР четко и недвусмысленно прописана вся процедура подтверждения соответствия характеристик автомобильного бензина всем принятым нормам. Для продукции, уже находящейся в обороте на территории России, специально проходить подобные мероприятия не требуется. Эта задача возлагается на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое обязано осуществлять государственный контроль (надзор) над соответствием требуемому качеству конкретных партий автомобильного бензина. При необходимости Федеральное агентство проводит идентификацию продукции, а также другие мероприятия по осуществлению государственного контроля в соответствии с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Затем, по результатам контроля, производителю или продавцу выдается заключение. Причем под идентификацией понимают анализ и проверку документов на продукцию, визуальный осмотр контрольного образца и проведение его испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории. Если же на российский рынок выпускается в оборот новая партия автомобильного бензина, то ТР предусматривает три способа подтверждения соответствия: для продукции, полученной путем переработки углеводородного сырья; для продукции, полученной путем смешивания нефтепродуктов, а также с добавлением различных присадок; и для продукции, по которой имеется не полная информация или требуется подтверждение достоверности имеющейся информации. Итак, впускаемая в оборот продукция, полученная путем переработки углеводородного сырья, проходит процедуру декларирования соответствия. В этом случае вся ответственность за проведение и качество процедуры подтверждения соответствия ложится на плечи производителя или продавца автомобильного бензина. Сама процедура проходит так: заявитель самостоятельно формирует техническую документацию, затем обращается в независимую аккредитованную испытательную лабораторию, в которой и проводятся испытания образца продукции. В конце процедуры на основании заключения, выданного испытательной лабораторией, заявитель самостоятельно принимает «Декларацию о соответствии продукции установленным требованиям», которая и является законным документом, действующим в течение 3 лет. Самая сложная процедура разработана для впускаемой в оборот продукции, полученной путем смешивания нефтепродуктов, а также с добавлением различных присадок. В этом случае автомобильный бензин должен пройти процедуру обязательной сертификации с целью получения «Сертификата о соответствии». После того, как заявитель, продавец или производитель автомобильного бензина, подаст заявку в орган по сертификации, данная структура начинает работу. На первом этапе проводится отбор и идентификация продукции, в которую входит анализ и проверка документов, визуальный осмотр и проведение испытаний образца продукции. Причем, если автомобильный бензин идет партией, то проводятся испытания нескольких образцов из каждой партии. Затем образцы передаются в независимую аккредитованную испытательную лабораторию, где также проводятся их испытания. После обобщения результатов всех проведенных испытаний, орган по сертификации выдает заявителю решение о подтверждении или не подтверждении соответствия данного топлива требуемым критериям. После того, как орган по сертификации выдаст заявителю «Сертификат о соответствии», работа этой структуры не заканчивается. В установленные сроки она осуществляет инспекционный контроль над сертифицированной продукцией и в случае необходимости проводит корректирующие мероприятия. Сам же «Сертификат о соответствии» является действительным в течение 3 лет. В случае, когда о впускаемой в оборот продукции имеется не полная информация или требуется подтверждение достоверности имеющейся информации, ТР предусматривает процедуру идентификации продукции, которую проводит орган по сертификации. На основании данной процедуры выдается заключение органа по сертификации, в котором и прописаны дальнейшие действия. Важно помнить, что процедура подтверждения соответствия установленным нормам проводится для каждой марки автомобильного бензина отдельно и каждая партия топлива, находящаяся в обороте должна иметь паспорт продукции, предъявляемый по первому требованию потребителя. Классификация автомобильного бензина по экологической безопасности Повышение экологической безопасности использования автомобильного бензина – это основная задача для Правительств многих стран, в том числе и России. Поэтому ТР предусматривает постепенный переход на более экологичные виды топлива, обладающие пониженным содержанием вредных веществ. С точки зрения экологической безопасности все бензины разделены на 4 класса: Класс 2 (Евро 2), его выпуск в оборот ограничен 31.12.2010 года, т.е. после этой даты выпуск данного класса бензинов должен быть прекращен. Класс 3 (Евро 3), его выпуск в оборот ограничен 31.12.2011 года Класс 4 (Евро 4), его выпуск в оборот ограничен 31.14.2010 года Класс 5 (Евро 5), наименее экологически безопасный вид автомобильного бензина. Срок его выпуска пока не ограничен. Наибольшее отличие между классами 2, 3, 4 и 5 в объеме содержания в бензине серы, как наиболее вредного для экологии компонента. Планируется, что к 2015 году эта доля будет снижена в 50 (!) раз, с 500 мг/кг (бензины класса 2) до 10 мг/кг (бензины класса 5). Кроме того, предусматривается значительное снижение объемной доли бензола – с 5% до 1%, причем эти нормы действуют уже для бензинов класса 3 и всех последующих классов. Объемная доля ароматических углеводородов для класса 3 не должна превышать 42%, а для 4 и 5 классов – 35%. Также предусматривается повышение октанового числа всех бензинов до 95 единиц по исследовательскому методу и до 85 - по моторному. Следует отметить, что существенных отличий между бензинами класса 3, 4 и 5 достаточно мало. В основном они сводятся к содержанию серы и объемной доли ароматических углеводородов. То есть уже к началу 2011 года, когда прекратится выпуск бензинов класса 2, экологическая безопасность автомобильного топлива будет уже достаточно высока. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». По материалам сайта экспертного центра "Крафтсерт" |