Прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации (EBITDA) достигла 6 472 млн. евро без учета специальных расходов, - это третий самый высокий уровень за всю историю существования «Байер». Чистые собственные средства выросли на 49% до рекордных 5375 млн. евро, что позволило сократить чистую финансовую задолженность на 4,5 млрд. евро – более запланированного – до 9,7 млрд. евро. Объемы продаж концерна слегка снизились на 5,3% до 31 168 млн. евро (в 2008 г.: 32 918 млн. евро). С учетом колебаний курсов валют, а также регулирования структуры портфеля, спад составил 5,7%. Объемы продаж субконцернов HealthCare и CropScience выросли на 3,8% и 2,5% (с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) соответственно, до рекордных уровней. Однако в связи с экономической ситуацией продажи субконцерна MaterialScience сократились на 24,7% (с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля). В 2010 году г-н Веннинг ожидает роста объема продаж и доходов. «Мы приблизились к нашей амбициозной цели ограничить сокращение прибыли против рекордного уровня 2008 года, когда сокращение составило примерно 5%», – объяснил г-н Веннинг. EBITDA без учета специальных расходов сократилась на 6,6% до 6472 млн. евро (2008 г.: 6931 млн. евро). Колебание курсов валют привело к сокращению прибыли примерно на 2 процентных пункта или на 140 млн. евро, из которых 80 млн. евро приходится только на четвертый квартал. В 2009 г. маржа EBITDA без учета специальных расходов слегка уменьшилась до 20,8% (2008 г.: 21,1%). Прибыль до уплаты налогов и процентов (EBIT) сократилась на 13,1% до 3772 млн. евро (2008 г.: 4342 млн. евро). Субконцерн HealthCare достигает целевого уровня прибыльности «2009 стал еще одним успешным годом для HealthCare», – сообщил г-н Веннинг. Объем продаж субконцерна вырос на 3,8% (как номинально, так и с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) и составил 15 988 млн. евро (2008 г.: 15 407 млн. евро). Данный рост обусловлен положительными тенденциями в фармацевтическом сегменте и сегменте безрецептурных препаратов, особенно на развивающихся рынках. Объем продаж в фармацевтическом сегменте вырос на 4,4% (4,8% с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) до 10 467 млн. евро. Бизнес продемонстрировал обнадеживающий рост в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке, а это более чем компенсирует незначительный спад в Северной Америке. Особенно высокие темпы роста были зафиксированы для лекарственного препарата против рака Nexavar®, продажи которого выросли на 27,9% с учетом колебаний курсов валют. Самые высокие темпы роста среди других основных продуктов HealthCare продемонстрировал препарат Aspirin® Cardio для профилактики инфаркта миокарда (с учетом колебаний курсов валют 14,9%) и противогипертонические лекарственные средства Kinzal®/Pritor® (14,5% с учетом колебаний курсов валют). Объемы продаж самых популярных продуктов субконцерна – оральных контрацептивов YAZ® и препаратов Betaferon®/Betaseron® для лечения рассеянного склероза – также выросли на 4,7 и 5,7 (с учетом колебаний курсов валют) соответственно. Продажи в сегменте безрецептурных препаратов выросли на 2,7% (2,1% с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) до 5 521 млн. евро, чему способствовал рост по всем направлениям. Рост по большей части объясняется существенным увеличением продаж в России и Китае, что компенсирует более слабые тенденции в США. Особо высокое увеличение объемов продаж в сегменте безрецептурных препаратов (Consumer Care) показал препарат по уходу за кожей линейки Bepanthen®/Bepanthol®, продажи которого выросли на 10,3% (с учетом колебаний курсов валют). Объем продаж глюкометра Contour®, основного продукта подразделения Medical Care, вырос на 7,3% с учетом колебаний курсов валют. В подразделении Animal Health противопаразитное лекарственное средство Baycox® принесло особенно высокую прибыль, – его продажи выросли на 15,6% с учетом колебаний курсов валют. В 2009 г. EBITDA без учета специальных расходов субконцерна HealthCare выросла на 7,5% до 4468 млн. евро (2008 год: 4157 млн. евро). «Маржа EBITDA без учета специальных расходов выросла до 27,9% (2008 год: 27,0%), т.е. достигла целевого уровня, установленного на этот год, несмотря на отрицательное влияние колебаний курсов валют», – сказал г-н Веннинг. Рост прибылей по большей части объясняется положительными тенденциями и снижением расходов на реализацию и административных расходов. Такую экономию удалось получить благодаря интеграции с компанией Schering, и другим мерам по сдерживанию расходов. Также «Байер» продолжает развивать свой новый препарат Xarelto® для профилактики венозной тромбоэмболии. Масштабные исследовательские программы этого лекарственного препарата с активным ингредиентом ривароксабаном, разработанным «Байер» совместно со своим партнером Johnson & Johnson, проходят по плану. Г-н Веннинг предупредил, что получение новых и важных результатов исследования ожидается в течение этого года. Прием первых заявок на лечение пациентов с мерцательной аритмией и тромбозом глубоких вен пока запланирован на вторую половину 2010 года. Кроме того, в первой половине 2010 года планируется предоставить ответ на завершающее ответное письмо, полученное от Управления по санитарному контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов в отношении применения этого препарата в США для профилактики венозной тромбоэмболии после хирургических операций по замене суставов бедра или колена у взрослых пациентов. CropScience увеличивают долю рынка В 2009 г. субконцерн CropScience увеличил свою долю рынка, повысив объем продаж на 2% до 6510 млн. евро (2008 год: 6382 млн. евро). Объем продаж увеличился на 2,5% с учетом колебаний курсов валюта и регулирования структуры портфеля. «Этому росту способствовало повышение цен и увеличение объемов производства», – объяснил г-н Веннинг. Объем продаж подразделения Crop Protection вырос на 1,6% (на 2,3% с учетом колебаний курсов валют) до 5424 млн. евро. Несмотря на общее сокращение рынка, снижение цен производителей и неблагоприятные погодные условия на крупнейших рынках сельскохозяйственной продукции позволили CropScience существенно расширить бизнес и продажи гербицидов в частности. «Наши новые продукты снова превысили средний уровень роста: мы получили 2 млрд. евро благодаря продуктам, основанным на активных ингредиентах, выведенных на рынок в 2000 году, что позволило нам выполнить важную задачу», – подчеркнул Председатель правления концерна «Байер». Объем продаж подразделений Environmental Science и BioScience вырос на 4,1% (4% с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) до 1086 млн. евро. Продажи BioScience выросли на приятные 12,3% (с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля), и прибыль впервые превысила полмиллиарда евро. Основным фактором роста в Северной Америке была продажа семян канолы, кроме того, «Байер» увеличил объемы продаж гибридных семян риса и овощей в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Однако объем продаж подразделения Environmental Science сократился на 2,4% с учетом колебаний курсов валют. Это в первую очередь объясняется снижением продаж экологически чистых товаров профессиональным потребителям в Соединенных Штатах, в то время как продажи частным лицам выросли. EBITDA без учета специальных расходов CropScience сократилась на 5,9% до 1508 млн. евро (2008 г.: 1603 млн. евро). Маржа EBITDA без учета специальных расходов в соответствии с недавними прогнозами сократилась до 23,2% (2008 год: 25,1%). В первую очередь это объясняется увеличением расходов на сырье и отрицательным влиянием колебаний курсов валют, что лишь частично компенсировалось прибылью от расширения бизнеса. Существенное восстановление MaterialScience в течение года Как и ожидалось, в 2009 году направление по изготовлению высокотехнологичных материалов попало под значительное влияние мирового финансового и экономического кризиса. Объем продаж субконцерна MaterialScience сократился на 22,8% (24,7% с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) до 7 520 млн. евро (в 2008 г. – 9 738 млн. евро). Этот спад практически полностью объяснялся снижением цен и объемов производства. «Если в начале 2009 года объем продаж стремительно падал по всему миру, то далее в этом году началось значительное восстановление этого направления», – отметил г-н Веннинг. Объемы продаж направления по изготовлению сырья для пеноматериалов (полиуретаны) сократились на 27,4% (с учетом колебаний курсов валют и регулирования структуры портфеля) в годовом исчислении. Объем продаж в подразделении высокотехнологичного пластика (поликарбонатов) упал на 22,8 % с учетом колебаний курсов валют. Подразделение Coatings, Adhesives, Specialties показало спад в 19,5 % (с учетом колебаний курсов валют, а также приобретений и продаж активов). После чрезвычайно слабого первого квартала прибыль субконцерна MaterialScience также значительно выросла. Этому способствовало снижение расходов на сырье и электроэнергию благодаря программе реструктуризации, запущенной в 2007 году. Помимо этого, субконцерн внедрил дополнительные меры по сокращению издержек в ответ на неблагоприятные рыночные условия, порожденные экономической ситуацией. Однако EBITDA без учета специальных расходов за весь год продемонстрировала существенное снижение, сократившись до 446 млн. евро с 1 088 млн. евро в 2008 году. Чистый финансовый долг сократился больше, чем ожидалось В 2009 году доходы концерна уменьшились вследствие появления ряда специальных расходов, общая сумма которых составила 766 млн. евро (в 2008 г. – 798 млн. евро). В частности такие расходы были связаны с успешной интеграцией в структуру концерна компании Schering, реализацией пакета мер по реорганизации, а также с покрытием судебных издержек. «В прошлом году мы завершили программы по реорганизации. В 2010 году мы не планируем осуществление дополнительных расходов в этом направлении», - заявил г-н Венниг. Однако председатель Совета Директоров пояснил, что непрерывная работа над повышением эффективности деятельности концерна и базовой стоимости его активов остаются частью ежедневной работы. В 2009 году EBIT с учетом специальных расходов составил 3006 млн. евро (в 2008 г. – 3 544 млн. евро). Чистый доход снизился до 1359 млн. евро (в 2008 г. – 1 719 млн. евро), а основной доход на акцию составил 3,64 евро (в 2008 г. – 4,17 евро). |